Стереотипы: что это и как преодолеть

Стереотипы: что это и как преодолеть
Автор:
Автор материала
Артем Гиптор
Понравилась:
Число людей, которым понравился материал
12 
Время чтения:
Время чтения
30 мин.
Опубликовано:
Опубликовано, дата
25/01

В нашем мышлении неизбежно присутствуют стереотипы, будь то шутки о блондиках, утверждения о схожести всех мужчин или убеждение в том, что все богатые люди обязательно воруют. Стереотипы — это общепринятые представления или устойчивые убеждения, которые формируются в нашем сознании, порой даже не осознаваемо. Сегодня мы разберемся, что такое стереотип, почему он может быть опасен или полезен, и как избежать попадания в ловушку навязанных убеждений.

Определение и суть

Слово «стереотип» происходит от древнегреческих слов «στερεός» (твердый) и «τύπος» (отпечаток), обозначая сформированную мыслительную оценку, основанную не на личном опыте, а перенесенную извне, воздействующую на поведение человека. В английском языке термин «stereotype» помимо созвучного перевода также означает «избитость» или «шаблон».

Интересно, что изначально термин «стереотип» использовался не в психологии, а в типографии, обозначая монолитную печатную форму. Она позволяла не перепечатывать текст каждый раз вручную, а позволяла многократно воспроизводить текст по готовому образцу, аналогичному клише. Современное понимание стереотипов было предложено американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 году. Он заимствовал термин из типографского дела, так как считал, что стереотип мышления подобен клише.

В книге «Public Opinion» («Общественное мнение») Липпман определил стереотипы как ментальные картины, создаваемые индивидом или передаваемые другими людьми, на основе которых строится модель поведения. Стереотип по Липпману представляет собой общественно принятый образец восприятия и интерпретации данных, основанный на предшествующем социальном опыте.

С началом активного изучения этого явления в социологии, психологии, культурологии, литературе, философии и лингвистике после выхода книги Липпмана, стереотипы стали рассматриваться как ментальные ярлыки, образцы или шаблоны, которые упрощают восприятие окружающей действительности и объясняют ее.

Стереотипы передаются семьей, средствами массовой информации и социумом, чаще всего принимаются на веру и редко подвергаются критическому осмыслению. При этом последующий опыт человека часто адаптируется под эти установленные шаблоны, создавая основу для формирования его мышления.

Чем стереотип отличается от предрассудка

Стереотип и предрассудок — два различных понятия, часто воспринимаемых как синонимы, что не совсем верно.

Стереотип становится предрассудком, или предубеждением, когда в нем присутствует искаженный и выраженно негативный образ объекта.

Важно отметить, что стереотипы могут быть позитивными и негативными, например, когда создают обобщенное положительное представление о какой-то группе людей. Предрассудки, с другой стороны, всегда включают в себя негативное суждение.

Предрассудки часто используются в пропагандистских целях для формирования определенного общественного мнения. Такие искаженные представления могут быть использованы с целью манипуляции общественным мнением, создания ненависти или поддержки определенных идей. Примером служит нацистская Германия, которая целенаправленно разжигала ненависть к еврейскому народу через систематическое внедрение негативных предрассудков в общественное сознание.

Функции и роль стереотипирования

Ранние исследования предполагали, что стереотипы в основном характерны для жестких и авторитарных личностей. Однако современные исследования утверждают, что для полного понимания стереотипов необходимо рассматривать их с нескольких дополнительных перспектив.

Важно осознавать, что стереотипы могут быть как результатом широкого социокультурного воздействия, так и формироваться в сознании индивида. Первая перспектива подразумевает, что стереотипы могут быть общими для определенной культуры или субкультуры, отражая особенности общепринятых убеждений и представлений. Это позволяет понимать, как некоторые стереотипы могут быть внедрены в коллективное сознание и влиять на восприятие групп людей.

С другой стороны, стереотипы также формируются в сознании отдельного человека под воздействием его личного опыта, общения и восприятия мира. Это открывает возможность для индивидуальных различий в интерпретации стереотипов и их силы.

Связь между когнитивными и социальными функциями

Стереотипирование выполняет различные функции на уровне межличностных взаимодействий и на уровне межгрупповых отношений.

Когнитивные функции

Стереотипы играют важную роль в понимании мира и обладают различными функциями, содействующими упрощению и структурированию информации.

Стереотипы представляют собой форму категоризации, позволяющую легко идентифицировать, отзывать, предсказывать или реагировать на информацию. Объекты или люди в рамках стереотипов могут категоризироваться, что делает их более похожими между собой, при этом сохраняя определенные общие характеристики.

Психолог Гордон Олпорт выдвинул несколько возможных ответов на вопрос, почему людям проще понимать информацию через категории:

  • Сравнение с категорией. Люди могут ориентироваться на категорию для определения шаблона ответов.
  • Большая конкретность. Категоризированная информация более конкретна, так как выделены общие свойства, разделяемые всеми членами группы.
  • Легкость описания. Люди могут легко описать объект в категории, так как объекты в той же категории имеют общие характеристики.
  • Принятие характеристик категории. Люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, поскольку сама категория может быть произвольной группировкой.

Стереотипы, действуя как временные когнитивные шаблоны, позволяют нам эффективнее воспринимать и обрабатывать информацию, сберегая при этом наше время и ресурсы.

Понравилась статья?

Понравилась статья?

Вступай в нашу группу или подпишись на рассылку, чтобы получать новые статьи, упражнений и материалы, доступные исключительно подписчикам.

Социальные функции: социальная классификация

Социальные функции стереотипов включают в себя социальную классификацию, которая может проявляться в различных ситуациях:

  • Объяснение социальных событий. Люди могут использовать стереотипы для объяснения социальных событий. Например, Анри Таджфель указывает на то, что стереотип о наличии определенных характеристик у евреев может быть использован для толкования социальных событий, таких как содержание в «Протоколе сионских мудрецов».
  • Обоснование деятельности своей группы перед другими группами. Стереотипы могут служить средством обоснования деятельности собственной группы перед другими. Например, стереотип о том, что представители определенной культуры не смогут добиться финансового успеха без помощи других культур.
  • Дифференциация группы как положительно отличной. Стереотипы могут использоваться для выделения собственной группы как положительно отличной от внешних групп. Это включает в себя подчеркивание общих черт, которые предполагаются у членов группы и являются причиной их превосходства.

Все эти аспекты социальной классификации через стереотипы могут влиять на восприятие и взаимодействие между группами, формируя определенные социальные динамики и отношения.

Социальные функции: социальное влияние и консенсус

Стереотипы могут служить инструментом социального влияния и формирования консенсуса в обществе. В историческом контексте полезнее рассматривать нацистскую Германию, где такая функция отчетливо видна.

  • Показатель общего консенсуса. Стереотипы отражают общие убеждения и представления в обществе. Так, Гитлер использовал антисемитские стереотипы для объединения нации вокруг общей идеи ненависти к евреям. Это создавало впечатление единства в обществе вопреки другим разногласиям и различиям.
  • Формирование консенсуса через враждебность. Гитлер успешно используя антисемитские стереотипы, усилил сплоченность общества, направляя ненависть на определенную группу. Это создавало впечатление общего врага и сплачивало общество вокруг идеологии национализма.
  • Отвод внимания от внутренних противоречий. Наличие ярко выраженного стереотипа помогает отвлечь внимание общества от внутренних разногласий и проблем. В данном случае, вопрос о «еврейском враге» служил эффективным средством отвлечения внимания от других, возможно более сложных и спорных вопросов.

Виды и примеры стереотипов

Для лучшего понимания того, что представляют собой стереотипы, предлагаем рассмотреть примеры наиболее распространенных, классифицированным по видам.

Гендерные

Гендерные стереотипы относятся к определенному видению мужчин и женщин в обществе. Да, они все еще существуют и влияют на многие составляющие жизни и общества, в том числе на социальные роли, рабочую деятельность и восприятие личных качеств, несмотря на активную работу защитников прав женщин. Некоторые из распространенных стереотипов о мужчинах и женщинах включают:

  • «Мужчина в семье главный» и «Место женщины на кухне». Эти устаревшие убеждения продолжают существовать, подчеркивая неравенство в распределении обязанностей и социальных ролях внутри семьи.
  • «Мужчины не плачут». Этот стереотип поддерживает негативное представление о выражении эмоций у мужчин.
  • «Женская логика». Этот стереотип негативно отражается на восприятии женщин в интеллектуальном плане, представляя их как менее логичных или рациональных.
  • «Выполняющий просьбы жены муж – подкаблучник». Этот стереотип создает отрицательное представление о мужчинах, проявляющих заботу и внимание к своим партнерам, говорят о страхе потерять себя.
  • «Женщина за рулем – это обезьяна с гранатой». Этот стереотип представляет женщин как неспособных к управлению автомобилем.
Разбор голосов: что тон и интонация говорят о человеке
Разбор голосов: что тон и интонация говорят о человеке
Топ-10 лучших сериалов по профалингу
Топ-10 лучших сериалов по профайлингу
Ощущение и восприятие
Ощущение и восприятие
Разбор голосов: что они говорит о человеке
Разбор голосов: что они говорят о человеке
Социально значимые люди: определение, качества, цели
Социально значимые люди: определение, качества, цели

Избавление от этих стереотипов важно для создания более справедливого и равноправного общества, где каждый человек может развиваться и процветать, независимо от пола.

Национальные, или этнические

Национальные стереотипы связаны с внешностью, характером, уровнем интеллекта и прочими признаками разных национальностей. Они также прочно укоренены в общественном сознании, но они, как правило, не соответствуют реальности и приводят к предвзятым взглядам. Некоторые из таких стереотипов включают:

  • Все американцы тупые, лицемерные и страдают лишним весом. Этот стереотип пренебрежительно оценивает интеллект и физическое состояние граждан США, создавая упрощенное и нереалистичное представление.
  • Все евреи скупые. Этот стереотип базируется на предвзятом восприятии финансовых привычек определенной группы людей.
  • Все француженки стройные и стильные. Этот стереотип навязывает определенные стандарты красоты и стиля представительницам Франции. В итоге это приводит к появлению негативных эмоций при общении с такими же девушками, как и в других странах.
  • Цыгане – сплошь воры и обманщики. Этот стереотип приводит к предвзятому восприятию определенной этнической группы, упуская их разнообразие и культурное наследие.

Эти стереотипы вредны, поскольку умаляют индивидуальные качества и способности людей на основе их национальности или этнической принадлежности. Они могут привести к недопониманию, предвзятости и даже дискриминации.

Возрастные

Стереотипы о возрасте, или эйджизм, также существенно влияют на восприятие и общественное взаимодействие. Более, из-за того, что все люди так или иначе проходят эти стадии возраста, но процесс не ускорить, а некоторые моменты вообще невозможно изменить, разрушение этих стереотипов не происходит так, как других. Рассмотрим некоторые:

  1. Старики воспринимаются больными и немощными, а молодежь – некомпетентной и аморальной. Этот стереотип умаляет индивидуальные способности и потенциал каждой возрастной группы, создавая предвзятое восприятие.
  2. После 30 лет все переживают кризис среднего возраста. Этот стереотип применяется ко всем без разбору, умаляя разнообразие индивидуальных переживаний и вызовов, связанных с возрастом.
  3. Человек в возрасте не может быть креативным, он труднообучаем и не заинтересован в техническом прогрессе.

Важно осознавать индивидуальные различия и уважать каждого, независимо от возраста, чтобы построить общество, основанное на взаимопонимании и справедливости. А каждому человеку необходимо соответствовать обществу, работе и своему возрасту, чтобы свести влияние стереотипов к минимуму. Если вас считают максималистом, то задумайтесь – а вы ведете себе, как максималист или нет. И если в первом случае задачей становится изучение «оттенков» событий, то во втором – работа над репутацией.

О внешности

Этот тип предубеждений приводит к тому, что мы придаем характеристику человеку на основе его внешности еще до того, как узнаем человека. А значит, отношение к нему также формируется еще до этого, а значит, может оказаться неправильным, предвзятым. Некоторые из таких стереотипов включают:

  1. Если блондинка, значит, глупая. Этот стереотип умаляет интеллектуальные способности человека на основе цвета волос, создавая несправедливое предвзятое восприятие.
  2. Все мужчины с бородой мужественные. Этот стереотип обобщает физический атрибут и связывает его с определенными характеристиками, игнорируя индивидуальные особенности.

Важно осознавать индивидуальность каждого человека и избегать суждений на основе внешних признаков.

Прочие стереотипы

Существует множество других стереотипов, затрагивающих различные аспекты жизни. Вот несколько примеров:

  1. Религиозные. Например, многие думают, что все буддисты медитируют и пребывают в постоянном дзене.
  2. Профессиональные. Например, идея о том, что все программисты технически одарены и неспособны к творчеству, или что все художники нестабильны и не могут обеспечить себе достойное существование.
  3. Семейные. Например, представление о том, что все семьи с одним ребенком беспокойны и переоценивают своего ребенка, или что все семьи с многодетными детьми хаотичны и неорганизованны.
  4. Социальные. Например, представление о том, что все люди рабочего класса неграмотные, или что все богатые воруют и укрываются от налогов.
  5. Образовательные. Например, мнение о том, что все студенты искусств творчески одарены, но неспособны к науке, а все студенты инженерных специальностей технически подкованы, но не обладают творческим мышлением.
  6. Эмоциональные. Например, идея о том, что все люди с выраженными эмоциями неспособны к рациональному мышлению, или что люди, склонные к скрытности в эмоциях, всегда хладнокровны и невосприимчивы.
  7. О воспитании детей. Например, если ребенка не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.
  8. Политические. Например, все активисты стремятся к анархии и не признают законы.

Эти стереотипы упрощают разнообразие верований, людей, работ, социальных групп. У каждого человека есть свой характер, мысли, настроение и история. Помните, что  важно стремиться к осознанному и открытому мышлению, учитывая разнообразие и уникальность каждой личности и группы.

Влияние стереотипов

Существует обширное количество исследований, которые освещают воздействие стереотипов на человеческое сознание. Одно из интересных исследований провела психолог из Принстона, Сьюзан Фиске. В ходе изучения расовых предрассудков, провела эксперимент, нацеленный на изучение реакции миндалевидного тела мозга (амигдалы), отвечающей, в частности, за эмоциональные реакции, на представителей других рас.

В рамках этого эксперимента двум группам белых участников показывались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавали простой вопрос о возрасте людей на фотографиях (есть ли 21 год?). Это вопрос активировал амигдалу. Во второй группе участникам предъявляли те же самые фотографии, но с вопросом, какой овощ, по их мнению, предпочитал человек на картинке. Это приводило к снижению активности амигдалы, участники переставали испытывать напряжение. Фиске предполагает, что в этом случае респонденты рассматривали представленных людей в более привычном контексте, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. А это приводило к тому, что опрашиваемые невольно начинали сопоставлять людей на фотографиях с самими собой, предполагая, что, возможно, их интересуют те же продукты.

Как отмечает автор исследования, попытки угадать личные предпочтения респонденты приводили к восприятию представленных людей как индивидуальностей. В случае общего вопроса первая группа воспринималась как коллектив, и в сознании каждого участника возникали соответствующие стереотипы. Это явление объясняется тем, что часто мы торопимся судить о других людях по групповым характеристикам (как положительным, так и отрицательным). Однако, как только мы начинаем рассматривать представителей другой группы как индивидуумов, стереотипы отступают на второй план.

Другие исследователи, например, из университета Южной Джорджии провели эксперимент, который подчеркнул, насколько мы поддаёмся стереотипам, применяя их даже к себе. Исследование фокусировалось на двух стереотипах сразу: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предложили пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной группе напомнили о стереотипе относительно женщин, а другой — относительно азиатов. В результате первая группа показала слабые результаты, в то время как вторая — наоборот, сильные. Сразу отметим, что условия статистики (в том числе про случайную ошибку и репрезентативность групп) выполнялись, поэтому исследователи в первую очередь говорят именно про стереотипы, а не отбор участников групп.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел предложил объяснение, что именно в человеческой психологии делает её склонной к использованию стереотипов. Преподнося теорию социальной идентичности, он подчеркивает важность для человека ощущения себя частью группы, что усиливает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет явление того, что у людей есть тенденция к разделению на «своих» и «чужих». Чтобы подтвердить эту теорию, Тэшфел провёл эксперимент, «разделив» мальчиков одного возраста из одной бристольской школы на две группы.

В рамках эксперименота он задал несколько вопросов по искусству каждому учеников. Вопросы, заданные Тэшфелем, на самом деле не имели отношения к искусству, однако позволили ему искусственно «разделить» учеников. После он заявил, что однак половина предпочитает творчество Кандинского, а вторая — Кале, и предложил им распределить сумму денег между собой по любому критерию. Результат показал, что участники отдавали больше денег членам своей «группы», которую искусственно выделил Тэшфел. Этот эксперимент свидетельствует о том, что даже в случае случайного деления на группы люди автоматически проявляют более благосклонное отношение к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Плюсы и минусы стереотипного мышления

Изначально стереотипы позволяли упростить восприятие и обучение, помогая мозгу ориентироваться в определенных условиях. Например, стереотипы помогали отличить своего от чужого, врага или добро настроенного человека. Отличительные внешние черты помогали человеку быстро реагировать, спасая жизнь. Сегодня стереотипы играют важную роль в нашей жизни, помогая во многих аспектах. Плюсы стереотипного мышления:

  1. Быстрое принятие решений. Стереотипы помогают оперативно оценивать ситуации и принимать быстрые решения, что важно в условиях ограниченного времени или при внезапных событиях.
  2. Экономия энергии. Использование стереотипов позволяет экономить умственные ресурсы, так как не требуется постоянного анализа и оценки каждой новой ситуации.
  3. Определение принадлежности. Стереотипы могут способствовать формированию чувства принадлежности к определенным социальным группам, что влияет на формирование личной идентичности.

Однако стереотипы оказывают и негативное влияние на жизнь. Минусы стереотипного мышления:

  1. Ошибки в принятии решений. Стереотипы могут привести к неверным суждениям и ошибочным действиям, особенно в ситуациях, которые не соответствуют устаревшим шаблонам.
  2. Отсутствие критического мышления. Шаблонное мышление может подавлять способность анализа, критики и самостоятельного формирования суждений, что приводит к поверхностному восприятию информации.
  3. Ограничение развития. Стереотипы могут стать преградой для развития и расширения кругозора, так как они зачастую основаны на предвзятых убеждениях и узких границах понимания.

Кажется, что минусов не так мало. Так стоит ли экономия энергии мозга этих последствий? Нам кажется, что стереотипы приносят пользу, однако не все. Поэтому предлагаем узнать, как разрушить те, что не приносят пользу ни нам, ни обществу.Кажется

Как избавиться от стереотипов 

Работа с укоренившимися в сознании стереотипами требует значительных усилий, поскольку они часто они пребывают в нашей голове и в сознании других людей долгие годы, и избавиться от них оказывается не так-то просто. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь преодолеть стереотипное мышление:

  1. Критически осмысливайте шаблонные мысли. Заметив у себя предвзятое отношение к определенным людям, старайтесь критически взглянуть на ситуацию. Исследуйте происхождение своих убеждений, поищите момент, когда они возникли, обратите внимание на наличие исследований или статистики по данной теме, ищите опровержения и дополнительные точки зрения. Такой способ поможет избавиться от клишированных мыслей по поводу внешности, одежды, поведения, характера других людей.
  2. Находите альтернативные объяснения поведению окружающих. Стремитесь увидеть и понять поведение людей вне рамок стереотипов. Попробуйте предложить альтернативные объяснения, отличные от общепринятых шаблонов. Это поможет расширить ваш взгляд на людей, явления, общество, убрав предвзятые суждения. Например, вы общаетесь с блондинкой с небольшим словарным запасом. Это не значит, что она глупая. Вполне возможно, что у нее другая область интересов или она редко читает. Может, ей необходимо знание других языков и терминов, поэтому ваш родной у нее идет «со скрипом». Дело не в цвете волос, а в ее личности и ее ситуации.
  3. Вспоминайте людей, не соответствующих стереотипам. Осознайте, что вокруг вас есть много людей, которые не подпадают под устаревшие шаблоны. Рассмотрите примеры людей, не соответствующих стереотипам, в различных областях, чтобы подчеркнуть разнообразие и индивидуальность. Подумайте про женщин, смысл которых в нахождении на кухне. Сколько шеф-поваров мужчин - много. Да и в других направлениях жизни встречается множество женщин.
  4. Думайте об индивидуальности. При взаимодействии с людьми акцентируйте внимание не на стереотипных чертах, а на личных качествах, психотипе, характере и истории каждого индивида. Сосредотачивайтесь на уникальных чертах личности, вместо того чтобы придерживаться шаблонных представлений. Например, стереотип по малограмотных рабочих. Прийдите на разрез золотодобытчик и поговорите с ними в свободное время. Вы увидите, что они знают исключительно много в рамках профессиональных интересов, а кроме того, читают и знают много в других областях.
  5. Рассматривайте ситуации через призму чужого опыта. Прежде чем поддаться стереотипам, попробуйте представить себя на месте другого человека. Размышляйте о его детстве, жизненном пути и переживаниях, чтобы разрушить автоматические представления.
  6. Расширяйте кругозор через общение с разнообразными людьми. Взаимодействие с представителями разных культур и социальных групп позволяет расширить ваш взгляд на мир. Чем больше вы узнаете о людях, тем больше шансов избежать узости стереотипного мышления. Это помогает осознать, что мир разнообразен и не поддается узким категориям.

Преодоление стереотипов требует постоянных усилий и самоконтроля, но оно открывает возможность для более глубокого и разностороннего взгляда на окружающих. Выход из этой ловушки начинается с признания, что каждый из нас уникален, а мир богат многими разнообразными оттенками. Рассматривать жизнь каждый раз через призму собственного опыта — значит видеть ее в ее истинной сложности и красоте.

Важно применять критическое мышление к стереотипам и, вместо того чтобы слепо следовать мнению других, развивать собственную уникальную перспективу. В свете собственного опыта мы можем обогатить наши взгляды, расширить горизонты и по-новому воспринимать окружающий мир. А наш блог постарается помочь вам в этом. Вы - молодец, все получится!

Автор статей по психологии, профайлингу и самопознанию.

«Рекомендую также прочитать Разбор голосов: что тон и интонация говорят о человеке»

  1. Главная
  2. Профайлинг
  3. Стереотипы: что это и как преодолеть

Вам также понравится

Содержание

Наверх

×
Сделано на платформе ПРАВОЛОГИЯ