Ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие

Содержание

  1. Что такое ощущение
  2. Теория обнаружения сигналов
  3. Сенсорная адаптация
  4. Свойства ощущений
  5. Классификация ощущений
  6. Зачем и как тренировать ощущения?
  7. Что такое восприятие
  8. Принцип гештальта
  9. Сохранение постоянства восприятия
  10. Виды и свойства восприятия.
  11. Тренировка восприятия
  12. Разница между ощущением и восприятием

Ежедневно человеческий организм взаимодействует с окружающей средой, через систему своих ощущений. Судя относится восприятие запахов, ощущение вкусов, а также способность различать цвета, температуру и яркость освещения. На чем строятся такие способности человеческого организма, а также, как при этом работает наш мозг? В чем различия между восприятиями и ощущениями? Для чего необходимо понимать, как это все функционирует? Расскажем обо всем этом в нашем материале.

Что такое ощущение

Ощущениями (или по-другому чувственным опытом) называется такой психический процесс, который связывает изменение свойств и состояний в окружающей среды с сигналами, возникающими в отдельных органах чувств.

Если сказать проще, то это своеобразная сенсорная система, которая позволяет организму воспринимать внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Примерами могут стать глаза, которые улавливают свет, или уши, которые позволяют определить колебания звуковых волн.

Все те, кто начинает обучение психологии и саморазвитию, должны понимать глубинные составляющие этого процесса. Само по себе ощущение, как процесс, строится на нескольких последовательных этапах:

  1. Специфические рецепторы идентифицируют раздражитель при его возникновении;
  2. Воздействие раздражителя на сенсорную систему генерирует электрический импульс (потенциал действия), который затем интерпретируется головным мозгом;
  3. Возникший электрический импульс поступает к определенной части мозга через цепочку нейронов, а затем мозг превращает его в информацию (применяя механизм восприятия).

Если произошло прикосновение к коже, задействуются механорецепторы, которые генерируют импульсы в мозг о факте и месте прикосновения. Для передачи этого блока данных, сенсорная информация превращается в нейронную, под влиянием процесса, получившего название «трансдукция». Через цепочки нейронных связей, импульс транслируется в необходимый сектор головного мозга, который трансформирует импульс в восприятие прикосновения.

В данном случае есть два важных момента. Организм подвергается воздействию ощущений круглосуточно, но в конкретный момент времени можно испытать только одно ощущение (специфическая функция внимания). При этом спустя некоторое время, можно вспомнить и о других ощущениях, если попытаться вспомнить о них.

Некоторые внешние раздражители не способны улавливаться органами чувств человека, поэтому информация о присутствии радиоволн, рентгеновского излучения и микроскопических прикосновениях к коже нам не доступна. Кроме этого, нам не доступен весь спектр запахов и вкусов. Если сравнить человеческий аппарат ощущений, то становится ясно, что у многих животных он более совершенный.

Большое количество известных психологов работало над проблемой измерения интенсивности ощущений. Точка в этих исследованиях до сих пор еще не поставлена, но есть некоторые моменты, на которых хотелось бы заострить внимание:

Научная психология
Научная психология
  1. Абсолютный порог – это такое количественное значение фактора стимуляции, которое может быть обнаружено при помощи органов чувств человека в 50% случаев. Иными словами – это приграничное значение, которое определяет чувствительность. В качестве иллюстрации можно привести тихий звук, который может быть услышан, или минимальное прикосновение, которое можно ощутить. Если пороговое значение не достигнуто, то органы чувств проигнорируют воздействие стимулирующего фактора.
  2. Разностный порог (заметная разница) – это такая количественная разница для стимулирующих факторов, чтобы органы чувств определили их, как два отдельных ощущения (также выявляется для 50% случаев). Например, в соседнем помещении работает телевизор, а затем вы понимаете, что кто-то увеличил для него громкость. В данном случае разностный порог будет определяться, как суммарный уровень звука, который позволит вам понять, что стимулирующий фактор изменился. Необходимо понимать, что абсолютного значения для данного типа показателя не существует. Например, вы занимаетесь в спортзале и поднимаете штангу весом в 8 килограммов. Если прибавить к ней еще 5, то разница сразу почувствуется. А вот если речь идет о штанге весом 75 килограммов, то прибавку в 5 килограммов будет сложно ощутить. Эти иллюстрации свидетельствуют о том, что необходимо оперировать не абсолютным отношением, а процентным. Для примера выше соответствующие значения составили 37,5% и 7%.
  3. Финальный порог – это предельное количество стимулирующих факторов, которые могут ощущаться человеческим организмом.

Для научного обоснования понятия ощущений представлено несколько теорий, позволяющих глубже вникнуть в суть происходящего.

Теория обнаружения сигналов

Наверняка в вашей жизни случалась ситуация, когда вы находились в помещении с большим скоплением людей. В такие моменты концентрация внимания была максимально затруднена, поскольку на организм воздействует большое количество стимулов. В таких обстоятельствах, к примеру, сложно разговаривать с кем-то.

В повседневной жизни нас часто ждет такая сложная задача – сконцентрировать все внимание на отдельном процессе, при этом максимально игнорируя потоки информации, регистрируемые органами чувств. В данном случае, человек самостоятельно расставляет приоритеты, выделяя для себя то, что действительно важно, а также то, что будет игнорироваться. Данный процесс получил название «теория обнаружения сигналов», поскольку в нем заложен сознательный фокус на чем-то одном, вместе с полным игнорированием всего остального.

Сенсорная адаптация

Знакома ли вам ситуация, когда сначала (в момент появления) запахи и звуки представляются яркими и четкими, а затем они уходят на задний план, а ощущения как бы притупляются? Как только организм приспособился к монотонному воздействию, то это отключает его восприятие – как пример можно привести фоновое тиканье часов или запах собственных духов. Процесс получил название сенсорной адаптации и был сформирован в результате эволюции. Логика достаточно простая – если стимул неизменен на протяжении длительного времени, то нет необходимости в его постоянном ощущении.

Свойства ощущений

Модальность (разновидность) – это качественная характеристика любого возникающего ощущения. Иными словами – это основное направление соответствующего ощущения (осязание, зрение, вкус, слух, обоняние). В пределах каждой группы могут выделять субмодальности. Пример для вкусовой модальности – четыре субмодальности, среди которых ощущения соленой, кислой, сладкой и горькой пищи.

Инерционность – само по себе ощущение не возникает в организме синхронно с воздействием раздражителя, а наблюдается задержка в сотые доли секунды. При исчезновении раздражителя, ощущение также будет исчезать с некоторой задержкой. В данной категории следует выделить такое понятие, как длительность ощущения, которая характеризует временной критерий ощущения, как такового.

Интенсивность – количественная характеристика ощущения, которая будет изменяться в зависимости от отдельных качеств раздражителя и уровня чувствительности рецептора. Простой пример – когда заложен нос при простуде, часть запахов пропадает или искажает из-за снижения чувствительности сенсорной системы.

Пространственное расположение раздражителя – это способность рецепторной системы улавливать информацию о локализации источника раздражения (к примеру, мы ощущаем направление падения солнечных лучей).

Степень чувствительности – это характеристики ощущений, которые могут быть измерены количественно. Если говорить о нижней границе, определяющей возможность воздействия раздражителя, то это нижний абсолютный порог чувствительности. Если говорить о предельной силе раздражителя, свыше которой ощущение пропадает, то это – верхний абсолютный порог чувствительности.

Адаптация – это процесс своеобразной трансформации, которая включает в себя изменяющуюся чувствительность в органе чувств, что происходит вследствие воздействия раздражителя. Тут выделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная – сильный раздражитель притупляет ощущения, позитивная – слабый раздражитель повышает чувствительность.

Взаимодействие между ощущениями – это взаимосвязанный процесс, который увеличивает или уменьшает чувствительность одного из органов чувств, под воздействием другого. В данной категории выделяются отдельные формы:

Сенсибилизация – это процесс изменения уровня чувствительности, который происходит под воздействием внутренних факторов. Примером данного процесса может стать известный факт – при произношении слов «кислый, лимон» сразу же возрастает чувствительность глаз и языка.

Синестезия – стимуляция происходит одного анализатора ощущения, а вместе с этим раздражение наблюдается и в другом анализаторе, ассоциированном с первоначальным (пример про лимон, описанный в пункте выше вызывает зрительновкусовую синестезию). Исследованиями в данной области занимались такие известные ученые, как Лурия А.Р., Павлов И.П. и Бершетейн Н.А.

свойства и классификация ощущений
свойства и классификация ощущений

Классификация ощущений

Источником любого ощущения выступает раздражитель с определенной физической характеристикой. Исходя из этого, ощущения можно классифицировать в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на определенные сенсорные системы:

  1. Органические – они сопряжены с базовыми физиологическими потребностями, среди которых выделяется голод, жажда, недостаток кислорода и другие. Подобную группу сопровождает повышенный уровень эмоциональной насыщенности, однако, большинство таких ощущений относится к неосознанным. К примеру, некоторые группы болезней принято ассоциировать с эмотивной характеристикой (для сердца – недостаток любви и радости, для печени – избыток злости и гнева);
  2. Статические – эта группа ощущений несет в себе данные о статусе тела в пространстве, о движениях, которые совершаются, а также о положении отдельных конечностей друг относительно друга;
  3. Кинестетические – источником данной группы ощущений являются рецепторы, локализованные в мышцах и суставах. Кинестетические ощущения тесно связаны со зрительным аппаратом, поскольку наибольшая группа движений происходит под контролем зрения;
  4. Кожные ощущения – восприятие температуры, боли, окружающего давления, а также тактильных прикосновений;
  5. Осязательные ощущения – имеют несколько другую природу, нежели прикосновения, отличаясь своей преднамеренностью вместе с активным воздействием на предмет осязания. Одна из движущих сил познания мира в движении;
  6. Вкусовые и обонятельные – формируют психоэмоциональную среду, которая дает позитивный или негативный фон ощущений;
  7. Слуховые – отличаются двойственностью, поскольку у человека имеется пара из рецепторов для восприятия звука. Это объясняет затруднения людей, глухих на одно ухо, в восприятии источника звука, а также его местоположения;
  8. Зрительные ощущения – через цвет оказывается воздействие на человека, которое обуславливается не только нормальной физиологией, но и ассоциативным рядом конкретного индивида. Одни оттенки способны действовать на ЦНС возбуждающе, а другие и вовсе могут ввести в трансовое состояние. Среди стандартных ассоциаций – голубой цвет (ясное небо), оранжевый цвет (языки пламени) и другие.

Зачем и как тренировать ощущения?

При регулярной тренировке ощущений наблюдается значительное улучшение памяти. Известный факт, что информация будет запоминаться намного лучше, если она ассоциирована с каким-либо ощущением с органа чувств. К примеру, для улучшения прогресса в английском слова можно писать, делать более яркими или даже формировать связь с каким-то запахом. При этом процессы, протекающие в памяти, помогают хорошо развивать творческое мышление. Другими словами, можно говорить о том, чем больше ощущений испытывает человек, тем лучше у него когнитивные способности.

Расскажем об одном достаточно простом упражнении, которое отличается своей эффективностью. Его принцип состоит в том, что необходимо уделять 5-10 минут в день для тренировки одного своего чувства:

  • Зрение – сконцентрируйте внимание на предметах, попавших в поле зрения, при этом старайтесь уловить даже самые мельчайшие части, особенности формы, игру света и тени и т.д.;
  • Обоняние – возьмите продукты питания, которые находятся под рукой и старательно обнюхайте их (желательно заниматься этим в одиночестве). Постарайтесь детально проанализировать запахи, а также провести их сравнение между собой. Необходимо сконцентрироваться на обонянии, притупив все другие чувства;
  • Слух – сосредоточьтесь на звуковой информации вокруг. Для начала проведите сравнение отдельных звуков между собой, а затем постарайтесь выделять некоторые из них и попробуйте переключаться с одного на другой;
  • Осязание – сконцентрируйтесь на прикосновениях к различным поверхностям (смартфон, вода, стекло, одежда) и попробуйте уловить различия в возникающих тактильных ощущениях;
  • Вкус – возьмите несколько продуктов с разными вкусовыми характеристиками и попытайтесь понемногу попробовать их, сравнивая вкус и его оттенки. Для более углубленной тренировки пробуйте несколько разновидностей одного продукта (сорта сыра, виды хлеба и т.д.).

Некоторые могут усомниться в эффективности такой тренировки, утверждая, что все эти процессы происходят ежедневно. Важный момент в том, что ежедневное проявление ощущение – бессознательный процесс, а тренировка только тогда будет эффективной, когда является осознанной. Любые другие проявления ощущений воспринимаются мозгом, как фон.

Упражнения для самопознания

Что такое восприятие

Поговорим теперь о таком процессе, как восприятие и о его принципиальных отличиях от ощущений.

Термином «восприятие» (реже – перцепция) будет называться механизм познавательной деятельности в отношении окружающего мира при помощи чувств, где имеет место быть прямое взаимодействие.

Ощущением будет называться сама способность услышать звуковые волны, в то время, как восприятие будет превращать их в прекрасную мелодию скрипки. Именно восприятие массива ощущений является важнейшим отличием от животных, а также вносит индивидуальные различия между людьми.

Само по себе восприятие действительно стало феноменальным явлением, поэтому многие ученые предпринимали неоднократные попытки сформировать теоретические основы данного процесса.

Принцип гештальта

С немецкого, значение термина «гештальт» можно перевести, как «форма» или «целое». Принципиальная позиция гештальт-психологов в том, что целое всегда крупнее, чем все его составляющие части. В данном аспекте для полноценного восприятия при помощи чувств, человек старается распределить эту информацию по группам. Это помогает оптимизировать восприятие информации в будущем, помогая избавиться от повторений.

К примеру, вы видите на бумаге знак «-» и воспринимаете его, как короткое тире. Если представить после этого шесть таких знаков, размещенных последовательно, то вы уже не будете воспринимать их, как одиночные тире, а назовете пунктирной линией. Если бы мы по-прежнему оценивали каждый элемент в группе, то это неоправданно бы увеличило время, которое затрачивалось на восприятие.

Сохранение постоянства восприятия

Понравилась статья?

Подпишись и узнай больше о себе и других, а также научись лучше управлять своей жизнью.

Представьте себе такую ситуацию, что при любом изменении объекта через призму нашего восприятия, приходилось бы проводить его полную переработку в сознании. К примеру, по мере приближения к небоскребу, приходилось бы каждый раз заново оценивать его размер, потому что с каждым шагом здание кажется все больше и больше.

В реальной жизни этого не происходит. Человеческое восприятие наделено функцией поддержания постоянства, что позволяет один раз оценить высоту небоскреба и уже не проводить его переоценку по мере приближения. Такое постоянство называют перцептивным, позволяющим видеть объект по-другому без переосмысления его свойств. Обычно выделяются три постоянных фактора – яркость, размеры и форму.

Постоянство, выражающееся в размерах, помогает нам оценивать свойство объекта на любом удалении от него. При этом, данная зависимость справедлива в отношении всех человеческих чувств. Если человек удаляется от источника звука, то он становится тише, но тем не менее, мы все равно понимаем, что громкость осталась неизменной.

Сохранение постоянства восприятия
Сохранение постоянства восприятия

Способность фиксировать в восприятии постоянство формы также играет большую роль в жизни человека. Если поставить на стол круглое блюдо и посмотреть на него сбоку, то формально все будет выглядеть, как эллипс. При этом человек все равно будет воспринимать блюдо круглым, несмотря на некое пространственное искажение.

Такой же принцип относится и к восприятию яркости. Это означает. Что человек будет сохранять постоянство цветовой характеристики объекта вне зависимости от искажающих факторов. К примеру, футболка темно-синего цвета при переходе с яркого света в полумрак покажется абсолютно черной. Если бы не было цветового постоянства, то человек бы заново определял цвет, но тем не менее цвет футболки в нашем восприятии по-прежнему останется темно-синим.

Виды и свойства восприятия.

Модальность – это особый формат восприятия, где подразделение на разновидности базируется превалирующей роли сенсора в отражении объекта. К примеру, восприятие на слух будет иметь место быть при наиболее активной роли слухового аппарата в процессе восприятия.

Предметность – является своеобразным родовым признаком восприятия. Иными словами, предметы делятся на классы, где каждый объект внутри класса воспринимается подобным образом.

Целостность – особый механизм восприятия, который позволяет «воссоздать» отдельный объект по совокупности отдельно принадлежащим ему признакам. К примеру, на улице вы увидите только заднюю часть автомобиля с четырьмя кольцами, быстро пронёсшегося в повороте. Это позволяет быстро выстроить нам цельный образ – спортивный седан Audi.

Константность – это отсутствие дополнительной интерпретации при восприятии предмета, искаженного различными факторами (пример выше по поводу круглого блюда, которое под углом выглядит, как эллипс). В зависимости от доминирующей роли в данной категории избирается определенный тип восприятия (кинестезическое, зрительное, слуховое и т.д.).

Тренировка восприятия

Для того, чтобы проводить эффективные тренировки восприятия, необходимо добиться полной осознанности в отношении собственных ощущений и чувств. Зарекомендовавший себя для этих целей метод подразумевает использование чек-листа в формате вопросов к себе. Старайтесь задавать эти вопросы ежедневно, 2-3 раза в день.

  • Насколько адекватно я воспринимаю окружающую действительность?
  • Имеется ли у меня любой тип пристрастности (субъективная, эмоциональная)?
  • Ощущаю ли я страх в отношении возможности увидеть происходящее на самом деле?
  • Как проходит мое восприятие мира через его формы, движения, запахи и краски?
  • Сколько ощущений одновременно я одновременно испытываю сейчас?
  • Могу ли я назвать собственное восприятие целостным?
  • Осознаю ли я происходящее глубоко или поверхностно?

За счет регулярных ответов на данные вопросы можно будет изменить свое отношение к восприятию, а значит и тренировать его.

Разница между ощущением и восприятием
Разница между ощущением и восприятием

Разница между ощущением и восприятием

Эти понятия на первый взгляд идентичны, но на самом деле между ними кроются существенные различия. Попробуем разобраться, в чем конкретно.

У каждого человека имеется пять сенсорных систем-органов – это кожный покров, нос, язык, глаза и уши. Все они созданы для того, чтобы регистрировать стимулы, возникающие в окружающей среде. Последние называются ощущениями. Если сформулировать более просто, то ощущениями следует называть любые сигналы, которые регистрируют человеческие органы чувств и транслируют в мозг. Когда сигнал поступает в мозг, то он превращается в соответствующее ощущение (вкус, запах и т.д.). Если рассматривать этот процесс с такой точки зрения, то тут восприятие может быть представлено шестым чувством (формирование мнения о чем-то происходящем вокруг).

Все существующие ощущения смело можно назвать объективными, в то время, как восприятие представляется исключительно персонифицированным опытом.

Ощущение холода неизменно у каждого, но некоторые могут заставить свое тело верить, что в этот момент им тепло (особенности восприятия).

Люди могут сильно отличаться в своих восприятиях абсолютно идентичных ощущений – вкусовых характеристик пищи, звуков музыкальной композиции и т.д.

Важный вывод напрашивается сам собой – восприятие в полной мере определяет уровень счастья человека, а также степень его успешности в жизни. Жизненные обстоятельства должны перестать играть определяющую роль, их необходимо воспринимать оптимистично, с желанием к дальнейшему развитию и обучению. Дерзайте!

Автор: Дмитрий
  1. Главная
  2. Основы психологии
  3. Ощущение и восприятие

Полезные материалы

108/9

Комментарии

Хотите получить сборник лучших материалов по самопознанию, профайлингу и психорегуляции?