С самого раннего детства мы сталкиваемся с потребностью организации своей жизни: от выполнения школьных заданий до планирования будущей карьеры. Однако не всегда мы обладаем необходимыми навыками и инструментами для успешного решения этих задач. В мире, где объем информации постоянно возрастает, а поток обязанностей кажется бесконечным, умение самоорганизации становится ключом к достижению целей и повышению продуктивности.
Самоорганизация: от навыка до стиля жизни
Понятие «самоорганизация» имеет множество интерпретаций, но в основном оно связано с умением организовать себя, свое время и свои действия. Это умение эффективно распределять имеющиеся ресурсы для достижения целей. Самоорганизация нами рассматривается, как навык, хотя это не совсем точное определение, ведь на самом деле, она объединяет несколько навыков. Она включает в себя такие аспекты, как самодисциплина, управление временем и организационные способности. Эти навыки важны для развития пунктуальности, склонности к порядку и планированию, приоритизации и правильной организации пространства. Хотя эти навыки также применимы к самообразованию, стоит понимать, что самоорганизация — это образ жизни, а не просто отдельный ее элемент.
Развитие самоорганизации, как навыка, представляется в виде комплексного подхода, который требует постоянного поддержания активности, системы контроля и реакции на изменения, как внутренние, так и внешние. Психологи и педагоги выделяют несколько функциональных компонентов в процессе самоорганизации: установление целей, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция, о которых мы поговорим далее. Эти компоненты можно рассматривать, как этапы развития навыка, который необходимо постоянно улучшать и адаптировать к различным задачам в жизни.
При этом важно понимать, что теория полезна лишь для общего понимания и систематизации знаний. Далее мы также рассмотрим некоторые практические аспекты, которые фактически составляют «бытовую» самоорганизацию, необходимую для успешной деятельности, включая самообразование, работу, отношения и др.
Этапы создания системы самоорганизации
Разработка любой системы самоорганизации включает в себя ряд обязательных этапов:
Целеполагание
Целеполагание является первым и важным этапом при создании системы самоорганизации. Решение о том, чтобы стать организованным, обычно начинается с постановки маленьких, но конкретных целей и их последующего достижения. Умение ставить цели играет ключевую роль в самообразовании, как было отмечено в первом уроке. То же самое относится и к самоорганизации - это начинается с определения целей. Основными вопросами, которые следует задать себе на этом этапе, являются: «Над чем именно я хочу работать в первую очередь?» Поскольку каждый человек подходит к созданию своей системы самоорганизации с разным опытом, умениями и личными качествами, определение отправной точки и задач, с которых следует начать, будет индивидуальным. Второй важный вопрос: «Каким должен быть результат моей работы?»
Анализ ситуации
На этапе анализа ситуации вам предстоит провести некий экзамен, цель которого - полное понимание текущего положения дел и перед вами стоящих вызовов. Детальное исследование необходимо для ясного определения условий, в которых вы будете развивать свои навыки, а также для выявления основных трудностей, с которыми вы столкнетесь. Важно понять, какие привычки и личные качества у вас уже сформировались, а над какими из них необходимо работать.
Планирование
Следующим этапом является планирование действий и создание пошагового руководства. Это важно для того, чтобы иметь четкий план действий. При этом помогает понимание исходных условий и целей, которые необходимо достичь. На первый взгляд это может показаться сложным, но на практике большинство из нас способно определить действия, которые необходимо предпринять для изменения существующей ситуации. Главное - структурировать их и оформить в виде плана.
Коррекция
Коррекция действий — это непосредственное осуществление плана. Сила воли и ее проявление определяются тем, какие действия человек совершает. Важной частью развития навыка самоорганизации является способность совершать действия независимо от личных желаний, лени и других субъективных факторов. Часто приходится преодолевать привычки и изменять различные аспекты образа жизни, чтобы корректировать действия в соответствии с поставленными целями и достигать желаемых результатов.
Самоконтроль
Самоконтроль поведения представляет собой способность контролировать собственные действия и воздействия. В отличие от ситуативного самоконтроля, который зависит от условий совершения действий, самоконтроль поведения означает глобальную способность длительно изменять свое поведение в целом. В контексте самоорганизации это означает способность постоянно совершать определенные действия, контролируя время, состояние, отношения, желания и привычки.
Устранение трудностей
Для успешного преодоления трудностей в формировании навыка самоорганизации, важно следовать нескольким этапам, которые определяются педагогами и специалистами в данной области:
1. Диагностический этап. На этом этапе необходимо выявить и зафиксировать проблему, а также определить ее причины. Это может быть связано как с недостаточностью личных знаний и опыта, так и с внешними факторами или условиями. Важно четко определить основные трудности и источники возникновения этих проблем.
2. Поисковый этап. На этом этапе необходимо найти возможные способы решения проблемы и разработать план устранения ее причин.
3. Активный этап. Это фаза действия, когда принимаются практические шаги для реализации разработанного плана.
4. Рефлексивный этап. На этом этапе происходит определение сильных и слабых сторон предпринятых действий, а также их коррекция для максимизации достигнутых результатов.
Кроме того, важно иметь представление о способностях, играющих роль в самоорганизации, и постоянно развивать их.
Необходимые способности
Организованность предполагает развитие определенных качеств и привычек. Вот их краткий список:
Самодисциплина
Самодисциплина представляет собой способность принимать решения и осуществлять действия независимо от эмоционального состояния. Это означает принятие конкретных шагов для достижения поставленных целей вне зависимости от желаний, настроения и внешних обстоятельств. Самодисциплина является важным элементом в области самообразования, так же как и в других сферах жизни.
Решительность
Решительность - это качество, которое может быть как частью самодисциплины, так и отдельной характеристикой личности. Решительность интересует нас как способность действовать без колебаний и промедлений, что означает не только сам акт действия, но и высокую скорость принятия решения, отсутствие сомнений и неуверенности.
Если вы работаете в коллективе, то вероятно замечали, что ваши коллеги можно условно разделить на две категории: тех, кто сразу приступает к работе после прихода в офис, и тех, кто требует времени на «раскачку» (к примеру, время на кофе, обсуждение новостей, просмотр социальных сетей). На практике обычно первые более организованы, чем вторые. Эту способность следует развивать в себе: начинать действовать без промедлений, выполнять задачи без отлагательства и придерживаться заданного плана. В начале это может показаться сложным, но со временем становится привычкой и приходит к автоматизму.
Планирование
Планирование и организация, в некоторых случаях, могут считаться синонимами. Без тщательной проработки, оценки и последующих действий, основанных на этих планах, успех в любой сфере жизни, будь то работа или самообразование, будет трудно достичь. Однако, в контексте самостоятельного обучения, планирование включает не только разработку программы и распределение обучающих нагрузок, но и интеграцию процесса в повседневную жизнь. Это также включает в себя выделение достаточного времени для обучения и его согласование с другими аспектами вашей деятельности.
Соблюдение режима дня
Соблюдение режима дня является фундаментальным элементом не только планирования, но и организации жизни. Без установленного распорядка невозможно обеспечить определенную структуру и порядок. Введение даже небольших элементов организации в ежедневный хаос дел может оказаться чрезвычайно полезным. Напротив, имея установленный режим дня, следование расписанию занятий становится более легким.
Обустроенное рабочее место и пространство в целом
Правильно обустроенное рабочее место играет важную роль в повышении продуктивности работы. То же самое относится и к любому процессу - иметь уютный уголок дома, предназначенный для вашего обучения, работы, отдыха и деятельности, может значительно способствовать успеху. Первостепенным условием его организации является создание максимально комфортных условий и стимулирующей обстановки, исключая все, что может отвлекать или мешать.
Можно использовать обычный письменный стол с ноутбуком, но важно избавиться от лишних предметов, которые могут отвлекать от вашей работы. Убедитесь, что у вас всегда под рукой все необходимые канцелярские принадлежности - карандаши, ручки, блокноты, стикеры и так далее. Кроме того, старайтесь не использовать место, предназначенное для чего-то определенного, для совершенно разных задач. Например, место для учебы не должно использоваться для фитнеса или работы. Это может помочь поддерживать концентрацию и фокусироваться на задаче на психологическом уровне.
Что касается пространства в целом, здесь также можно использовать некоторые хитрости. Например, при изучении иностранного языка, рекомендуется создать карточки с новыми словами и разместить их по дому так, чтобы вы постоянно сталкивались с ними и повторяли. Также полезно использовать триггеры - предметы, которые мотивируют вас к обучению, напоминают вам о ваших целях и достижениях, к которым вы стремитесь.
Борьба с прокрастинацией
Прокрастинацией называется привычка или даже тенденция человека откладывать выполнение важных дел. При прокрастинации человек продолжает быть активным, но эта активность направляется на незначительные, посторонние и даже бессмысленные занятия.
Борьба с прокрастинацией часто начинается с осознания внутренних проблем, которые возникают при откладывании дел на потом. Стремление к самоорганизации подразумевает активное преодоление этой привычки. По сути, это процесс воспитания в себе решимости действовать независимо от обстоятельств. Для развития этого качества полезны следующие методы:
1. Осознанность. Важно осознавать свои решения и принимать их без колебаний.
2. Принятие ответственности. Признание собственной ответственности за свои действия и их результаты помогает преодолеть прокрастинацию.
3. Ранжирование и приоритизация. Умение определять важность задач и приоритеты помогает лучше управлять своим временем.
4. Целеполагание. Определение четких и конкретных целей помогает сохранить фокус и мотивацию.
5. Принцип съедание лягушки. Разбиение задачи на более мелкие подзадачи и постепенное их выполнение помогает избежать чувства перегрузки и борется с прокрастинацией.
6. Занятия спортом. Физическая активность способствует повышению уровня энергии и улучшению концентрации, что может помочь бороться с прокрастинацией.
Сочетание этих методов может помочь развить решимость действовать и успешно бороться с привычкой откладывать дела на потом.
Выработка привычек
Выработка привычек является важным элементом формирования навыка самоорганизации. Этот процесс имеет много общего вне зависимости от того, развиваем ли мы привычку чтения профессиональной литературы каждый день по минимуму 15 минут или регулярно проводим уборку в квартире.
Упражнение для подписчиков
В этом материале есть упражнение для саморазвития и отработки навыков. Оно в этом месте и доступно только для подписчиков (как и сотни других). Это бесплатно!
Органайзеры и прочие «помощники»
Существует множество инструментов, которые помогают быть более организованным и эффективным, независимо от того, занимаетесь ли вы образованием или другой деятельностью. В нашем информационно-технологическом веке предложение таких инструментов обширно и разнообразно.
На рынке доступно множество вариантов, начиная от специализированных тетрадей и ежедневников, ориентированных на конкретные системы управления временем, и заканчивая мини-программами и приложениями для смартфонов и планшетов. Среди них можно выделить канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари и другие.
Также существуют специальные тетради, разработанные для образовательных целей, такие как worksheets, которые помогают студентам более эффективно осваивать учебный материал. Они широко предлагаются различными онлайн-платформами для массовых открытых онлайн-курсов.
Технологии интерактивного обучения также активно развиваются. Онлайн-классы предлагают возможность взаимодействия с учителями и одноклассниками, что создает уникальные условия для обучения и саморазвития. В общем, сфера онлайн-образования находится в стадии активного развития, предлагая множество интересных и функциональных инструментов для саморазвития и повышения эффективности обучения.
Популярные заблуждения о самоорганизации
В заключение, хотелось бы рассмотреть несколько распространенных заблуждений, связанных с самоорганизацией, как это делает специалист по личной организованности и тайм-менеджменту, Джулия Моргенстерн:
1. Врожденная способность. Миф о том, что способность к самоорганизации является врожденной характеристикой личности, не соответствует действительности. Это скорее навык, который можно развить, хотя некоторым людям он дается легче, чем другим. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.
2. Трудоемкость процесса. Хотя требуется некоторое усилие для развития самоорганизации, этот процесс далеко не такой трудоемкий, как многие могут подумать. После того, как вы освоите основы и извлечете уроки из своего опыта, поддержание порядка станет намного проще.
3. Статичность процесса. Самоорганизация не является статичным процессом и может различаться в зависимости от конкретных условий. Но, несмотря на это, основные принципы остаются одинаковыми и адаптируются под любые ситуации. Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей – он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком
4. Непродуктивность времени. Тратить время на самоорганизацию не является непродуктивным занятием. Этот навык помогает не только с поддержанием порядка, но и с управлением временем, повышением эффективности и экономией времени в долгосрочной перспективе.
Итак, разбивая эти заблуждения, мы можем лучше понять, как самоорганизация может стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и способствовать нашему личному и профессиональному развитию.
Хотя многие стремятся к быстрым результатам, важно понимать, что развитие самоорганизации – это долгосрочный процесс, который требует терпения, постоянного анализа и коррекции своих действий. В конечном итоге, осознание необходимости постоянного совершенствования и применения принципов самоорганизации поможет вам достичь успеха в учебе и других областях жизни.
Вам также понравится
- Поделиться