Эмпатия. Что это такое и как развить?

Эмпатия. Что это такое и как развить?
Автор:
Автор материала
Дмитрий
Просмотров:
Число людей, просмотревших страницу
284.4 тыс.
Понравилась:
Число людей, которым понравился материал
125 
Время чтения:
Время чтения
30 мин.
Обновлено:
Обновлено, дата
24/08

Эгоизм – неотъемлемая часть всех людей, живущих на планете. Мировосприятие через призму своего «Я» стало обыденным явлением: живое общение постепенно заменяется переписками и мессенджерах, а совместные мероприятия социальными сетями. Особенно актуальна данная проблема стала на фоне ограничений, связанных с эпидемией COVID.

Превращает ли нас отсутствие живого собеседника в интроверта – риторический вопрос. Очень часто, когда у другого человека происходит неприятное в жизни, стресс или горе, мы смущенно отворачиваемся по причине непонимания, как быть со своей реакцией на происходящее.

Часто наше сознание обращается к эмпатии, выражающейся в способности понимать чувства других, адекватным образом реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей. Если кто-то из читающих корил себя за отсутствие сочувствия к другому человеку, проявленную в определенной ситуации холодность и безразличие, это статья о том, как развить в себе эмпатию.

Значение эмпатии 

Эмпатия помогает понять эмоциональное состояние человека через переживание его ситуации. Это может быть реакция на чужие жизненные обстоятельства, чувства, как близкого человека, так и незнакомца.

От волевых качеств личности, умственного и интеллектуального развития не зависит способность к сопереживанию. Мы не можем даже титаническими усилиями над собой заставить себя посочувствовать другому. В силах воспитанного человека заставить себя проявить внешнее сочувствие, найти подходящие случаю слова, но искренности в них не будет. Нельзя голословно утверждать, что человек в этом случае – бесчувственный робот, он не в состоянии проявить человеческие эмоции. Ученые говорят о том, что все люди рождаются со склонностью к эмпатии. Это генетически обусловленное качество, но в течение жизни у каждого оно слабеет или усиливается. Этому явлению способствуют социальные условия, традиции и обычаи, материальное положение, статус человека в социуме. Эмпатию можно развить, хотя нельзя сказать, что это легко.

Положительные и отрицательные стороны развитой эмпатии
Положительные и отрицательные стороны развитой эмпатии

Зачем это нужно?

У этого явления есть отрицательные моменты. Человек, который за всех переживет, пропускает через себя горе, отчаянье, болезни родных или друзей, коллег, то есть всех тех, кто обращается к нему за советом или рассказывает свою беду. При наличии угнетенного психологического состояния, впитывающий в себя негативные эмоции другого, может оказаться на уровне тревожности в сочетании со страхом. Источник и того, и другого четко не определен, тем не менее, постоянное психологическое напряжение приводит к стрессу, хроническая форма которого влечет депрессию. А это уже более серьезное заболевание, требующее лечения и внимания со стороны психотерапевтов. Поэтому с развитием чрезмерной эмпатии, которая при создании благоприятной среды рискует превратиться в мнительность и тревожность, необходимо быть особенно внимательными.

Но как быть, если некоторым людям приходиться быть эмпатами? Речь идет не только об воспитателях детского сада, учителях, психологах, психотерапевтах, но и банально – о менеджерах по продажам, кадровиках, артистах. Профессий много, но занятых в них людей, несомненно, объединяет одно: работа с членами социума.

Вопрос о том, как сделать так, чтобы эмпатия не стала причиной неврастении отдельного человека – это предмет серьезной беседы. Как бы там ни было, но эмпатия необходима. На это существуют отдельные причины:

  1. Люди, которые открыты и проявляют эмоции, быстрее знакомятся, обрастают связями. С ними легко разговаривать, они понимают потребности других собеседников. Но некоторые из них могут быть манипуляторами.
  2. Эмпаты не склонны к конфликтам. Они стараются не злиться и не проявлять такие качества, как враждебность, агрессия, предупреждают их и устраняют. Такие люди легко могут справиться в поступающим в их сторону негативом. Они могут строить взаимоотношения продуктивно, что хорошо отражается на личной и профессиональной сфере.

Правила эмпатии

1

Понять горе, переживание, причину пониженного настроения другого человека, сделать это искренне. Безусловно, что эмпатия – это тяжелая работа над собой. Мы грешим тем, что судим о других людях по стандартам, которые нам навязало общество. Но по сути, мы не помогаем им в решении проблем.

ВАЖНО: каждому из нас при развитии эмпатии должно быть не все равно, что происходит с человеком рядом.

Только таким образом, путем проникновения в проблему другого, можно создать с ним конструктивные отношения.

2

Cопереживать, а не оценивать. Если человек оказывается в сложной жизненной ситуации, часто в его сторону посылаются упреки. Их озвучивают люди, которые предполагали развитие негативного сценария конкретной ситуации, но человек их не послушал, все сделал по-своему. Конечно, ему хочется поделиться переживаниями, но защитные механизмы психики собеседника отвергают их. Часто в адрес жалующегося можно услышать фразу о том, что он виноват сам, так как не послушал совета.

ВАЖНО: необходимо отходить от суждений оценочной категории и стараться занимать нейтральное положение.   

3

Принятие факта того, что у каждого человека свое мировоззрение, психологическая реальность. Мы все личности, имеет свои убеждения, суждения, жизненный опыт.

Совет: необходимо с уважением относиться к другим людям, к их суждениям. Даже при условии понимания, что человек живет в иллюзорном мире. Это может касаться личных, семейных отношений, воспитания детей и т.д. Вопрос «выброса» человека в реальный мир достаточно сложен. Если в этом существует необходимость, то это должно происходить под контролем психотерапевта.   

Упражнения по развитию эмпатии
Упражнения по развитию эмпатии

Упражнения по развитию эмпатии

Д.Киран, психолог, предлагает упражнения, развивающие чувство эмпатии у человека. Задания может выполнять, как подросток, так и взрослый человек. Некоторые из упражнений могут быть выполнены самостоятельно, либо с посторонней помощью.

1

Карты эмоций

Запишите перечень эмоций, который состоит из более, чем 20 пунктов. Напротив каждой из них напишите, когда вы их испытывали.

Для удобства эмоции делятся на 2 категории: позитивные и негативные. Добавляем сюда и нейтральные. Позитивные –это радость, счастье, эйфория, надежда. Негативные – страх, волнение, тревога, злость, раздражение, вина, грусть, одиночество, пустота, отчаянье. Нейтральные – удивление, интерес. 

Эмоции, которые болезненные для человека, делятся на легкие и тяжелые. К первой группе относятся раздражение, гнев. Ко второй – печаль, пустота, вина, пониженная самооценка.

На листе бумаги необходимо написать, какие из перечисленных эмоций были испытаны вами в течение дня.

Результаты выполненного упражнения

  1. Что конкретно вы можете сказать о своих ощущениях после проведенного теста?
  2. Осознали ли вы, в чем состоит смысл осведомленности о тех эмоциях, которые переживались вами?
  3. Каким образом осознанность эмоций оказала влияние на возможность понять, что ощущает другой человек?
  4. Существует ли взаимосвязь определенных эмоций с тем, что человек делает?
  5. По какой причине он испытывает положительные эмоции в одной ситуации, а отрицательные в другой?
  6. Как это связано с балансом в вашей жизни?

Предлагаем вашему вниманию онлайн упражнение, которое поможет натренировать эмпатию с помощью этого метода.

Упражнение «Карта Эмоций» для эмпатии

Доступ для подписчиков

Это упражнение и сотня других доступны только для подписчиков. Это бесплатно!

2

Распознавание эмоций и мыслей

В этом задании необходимо продолжить словосочетание, которое начинается со слов: «я чувствую». За этой фразой должны последовать эмоции. Их можно поискать в интернете. Было бы неплохо завести дневник. В него записывать эмоции, а их перечень пополнять, как только появится новая. 

Например:

«Я чувствую радость, когда вижу друга». 

Мысль отличается от эмоции, так как оформляется фразами. Например, «я чувствуют, что на игре будет интересно» – это всего лишь предположение, но не эмоция.

Понравился контент?

Понравился контент?

Вступай в нашу группу или подпишись на рассылку, чтобы получать новые статьи, упражнений и материалы, доступные исключительно подписчикам.

Результаты выполненного упражнения

Что отличает мысль от ощущения? Ответ прост. Мысль – это предложение, идея, утверждение, но только не эмоция. Последняя выражается нашим ощущением.

3

Чтение и просмотр

Неплохим подспорьем для развития эмпатии выступает чтение книг и просмотр фильмов. Наблюдая за происходящим на экране, необходимо четко отслеживать чувства главных героев. Кроме того, было бы не лишним проанализировать их психологическое состояние, понять, по какой причине персонажи переживают ту или иную эмоцию.

Результат: нередко, всматриваясь в объекты культуры или искусства, у человека эмпатия возникает автоматически, что помогает развиться навыку.

4

Формулировка предложений

Цель – сформировать предложения, имея предварительную заготовку. Создать шаблон, под который подставить заготовленный список эмоций. Здание выполняется в одиночку, а также с другими людьми.

  1. «Ты чувствуешь ___, потому что ___.Я прав?»
  2. «Я чувствую __, так как ___».

Совершенно не важно, какая из выбранных эмоций будет поставлена в шаблон.

Верное предложение с точки зрения проявления эмпатии строится так:

«Эн насупилась и сказала, что одноклассник перешел в другую школу».

Ответ эмпата: «Эн, ты грустна от того, что твой одноклассник перешел в другую школу. Я прав?»

Пример достаточно простой. Никто не стремится открыть чего-то нового и неизведанного в психологии. Но мы подумаем над тем, как часто пользуемся этими предложениями, то ответ будет неутешительным. Нет, не часто. И это объясняется загруженностью собственными проблемами. Порой мы не замечаем горести других. 

Примеры: необходимо придумать ответ от человека с эмпатией в соответствии с имеющейся ситуацией:

  1. «Ваша сестра пришла домой, грустно сказала, что ее дразнят в колледже».
  2. «Ваш друг получил плохую оценку, он сидит грустный в колледже».
  3. «Ваш одноклассник не спешит домой, он грустный от того, что не сдал экзамен».
  4. «Подруга сказала, что ее мама заболела, ждет доктора. Подруга не может позвать вас к себе домой».

Результаты выполненного упражнения

Какие сложности у вас возникли при построении предложений, вопросов, связанных с проявлением эмпатии?

Отчего важно понимать, верно ли была истолкована эмоция человека?

5

Перестановка ролей

 Если человек представляет себя в роли другого человека, возникает, проявляется эмпатия. Задание лучше выполнять в группе, но можно и в одиночку. В последнем случае придется напрячься и самостоятельно пофантазировать. Например, вспомним друзей, коллег, близких людей. Потом, по очереди вживаемся в их роли.

Отвечаем на следующие вопросы:

  1. Как ваше имя?
  2. Сколько вам лет?
  3. Любимые авторы книг?
  4. Когда вы были на море?
  5. Что вы любите?
  6. Что вас может опечалить?
  7. Что наоборот: восторгает?
  8. Когда вы испытываете страх?
  9. Когда ностальгию?
  10. Если тот, на кого вы возлагаете большие надежды?

Суть упражнения состоит в том, чтобы рассредоточиться на проблемах окружающих людей. Это позволит оттолкнуться от своих. Человек поймет, что ощущает другой и почему.

Результаты выполненного упражнения

  1. Правильно ли были сделаны относительно выводы относительно другого человека?
  2. В какой ситуации выполняющий задание был прав, а где ошибся?

Спросите себя: что вы ощущаете при выполнении роли разных людей? 

6

Дублирование

Задание выполняется попарно. Есть две роли: спикера и дублировщика. Первый рассказывает о счастливых воспоминаниях. Либо о восторге, который он испытывает от предстоящего события. Второй олицетворяет собой истинную эмоцию, испытываемую спикером. Упражнение показывает, что дублировщик знает, что испытывает спикер. И выявленные эмоции другого человека запускают процесс распознавания ощущений окружающих.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить в среду бабушку».

Дублировщик: «Я счастлив, я увижу ее».

Спикер: «Моя бабушка варит лучшие щи».

Дублировщик: «Я получаю физическое удовольствие от бабушкиной стряпни».

Результаты выполненного упражнения

После того как люди займут позицию друг друга, необходимо еще раз повторить упражнение. После этого задать себе следующие вопросы:

  1. Как себя человек ощущает на месте спикера, что он испытывает от его догадок?
  2. Как себя человек ощущает на месте дублировщика?
  3. Как он себя чувствует при угадывании истинных эмоций спикера?
  4. Какие эмоции с точки зрения их распознавания самые трудные?
  5. Какие из них самые простые?
  6. Помогло ли это упражнение хорошо узнать человека?
Главное - слушать и слышать человека, понимать, что стоит за его словами.
Главное - слушать и слышать человека, понимать, что стоит за его словами.

7

Эмпатичное слушание

Для выполнения этого упражнения необходим партнер. Суть состоит в том, чтобы выслушать человека и понять, что в разговоре важно для него. Эмпатия отбрасывает в сторону чувства и ощущения слушающего. Это важно. Вы должны быть полностью сосредоточенным на мыслях, чувствах, эмоциях собеседника.

Самооценка 360°

Курс о комплексном исследовании личности: покажет ваши сильные и слабые стороны, истинные ценности, модели поведения и многое другое.
Подробнее

Необходимо подумать о важном для вас, тревожащую ситуацию описываем максимально подробно. Собеседник должен прочувствовать истинные мотивы тревоги, нащупать их. В результате, он может рассказать, что вы чувствовали при волнующей ситуации в прошлом, а также, как вы оцениваете ее сейчас. Упражнение предполагает обмен ролями. Помните о том, что не стыдно ошибиться в чувствах и эмоция другого человека. Не нужно беспокоиться, если эмоция, описываемая вами, будет слегка преувеличена. Например, вы назовете раздражение злостью. Методом ошибок каждый из собеседников доберется до сути вопроса.

Результаты выполненного упражнения

  1. Как себя человек чувствует в роли слушателя? Что для него в этом было самым сложным?
  2. Каково себя ощущать в роли рассказчика? Что был самым трудным в этом процессе?

8

Становление другим человеком

Для выполнения этого задания необходимо обратиться за помощью к друзьям. Достаточно привлечения двух человек. Сделаем следующее: пишем диалог, который проходит между тремя действующими лицами. Это жертва, задира, наблюдатель. Свои варианты также допускаются. Это может мнительный продавец, манипулятор, пришедший в магазин, злой человек, любящий поскандалить.

Сценарий развития событий должен быть проигран три раза. Таким образом, человек проходит роли всех трех персонажей.

Результаты выполненного упражнения

Все участники действия делятся между собой о мыслях, эмоциях, ощущениях. А также дают ответы на вопросы:

  1. Что вы испытали в роли жертвы?
  2. Какие эмоции довлели над человеком, который был задирой?
  3. Что ощущал наблюдатель?
  4. Что вы решили в конце упражнения?
Упражнение «Пойми эмоцию»

Доступ для подписчиков

Это упражнение и сотня других доступны только для подписчиков. Это бесплатно!

9

Понимание истории

Суть: выполненное упражнение научит вас прочувствовать историю другого человека. 

Можно попросить хорошего знакомого подумать, а лучше записать историю о том, кого он боится. По определенным причинам, он не имеет никакого желания общаться с этим человеком.   

Необходимо подробно описать причину, по которой человек неприятен. А также пересказать свои ощущения от общения с ним. 

Пример:

Я не хочу общаться с Алексом, так как он редко обращается ко мне. Я понял, что Алекс одинок. Он несчастен. У него бедная семья. И возможно его скоро выгонят из квартиры, его родители не в состоянии заплатить за жилье.

Наконец–то, я осознал истинную причину молчания Алекса. И я хочу с ним общаться. Непосредственно ко мне его сухость не имеет никакого отношения. И его поведение вызвано исключительно финансовыми проблемами. 

Результаты выполненного упражнения

Человек вам был изначально неприятен: изменилось ли впоследствии мнение о человеке?

Влияет ли на ваше мироощущение история человека?

10

Воображение эмоций исторических персонажей

Неважно, экстраверт вы или интроверт, но важно понимать людей разных возрастов, статусов и национальностей. И в этом вам поможет история. Возьмем 3-5-7 личностей, которые широко известны. Попробуем проанализировать, что каждый из них испытывал в свое время.

Например:

А.Линкольн видел, что не невольническом рынке торговали людьми. Он ощущал стыд и горечь от этого действия. Людей оценивали, как товар, продавали. Линкольн был в гневе, так как ничем не мог помочь людям в этой ситуации.  

Результаты выполненного упражнения

  1. Осознаете ли вы чувства или эмоции других людей, исторических персонажей?
  2. Какие чувства вызывают у вас исторические персонажи?

11

Эмпатия и злость 

Сущность упражнения состоит в том, чтобы помочь человеку справиться со злостью, направленной на другого человека. Нужно вспомнить, в какой ситуации вы испытывали гнев в адрес другого человека. А потом сформировать эмпатическое упражнение.    

Пример:

«Ты никогда не слушаешь меня, не можешь сделать того, чего я прошу у тебя»!

Слушатель с точки зрения эмпатии: «Ты раздражаешься от того, что я не сделал свою работу, тебе пришлось трудиться за обоих. Я прав?» 

Результаты выполненного упражнения

  1. Что вы ощущали, когда придумывали фразу раздраженного и гневливого человека?
  2. Как вы себя чувствовали, когда отвечали с точки зрения проявления эмпатии?
  3. Поразмышляйте, как отреагирует гневливый человек, когда услышит эмпатическую реакцию?
  4. Можете ли вы согласиться с тем, что гневливость, чувство раздражения исчезнут, когда человек услышит в ответ эмпатическую реакцию?

Считаете ли вы себя эмпатом? Как вы думаете, является ли это качество достоинством или недостатком человека? Каким образом способность личности к переживанию повлияет на вашу жизнь? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем блоге.

Автор: Дмитрий

Автор статей по психологии, профайлингу и самопознанию.

  1. Главная
  2. Профайлинг
  3. Эмпатия. Что это такое и как развить?

Полезные материалы

Поделитесь мнением?
  • Поделиться

Содержание

Наверх

×
Сделано на платформе ПРАВОЛОГИЯ