Мораль: что это такое и зачем она нам нужна?

Мораль: что это такое и зачем она нам нужна?
Автор:
Автор материала
Артем Гиптор
Просмотров:
Число людей, просмотревших страницу
297 
Время чтения:
Время чтения
29 мин.
Обновлено:
Обновлено, дата
28/04

Слово «мораль» для каждого человека может вызывать разные ассоциации. Может быть, вы связываете его с негласными правилами общения в обществе или с христианскими учениями о нравственности. Возможно, вам приходит на ум выражение «хватит читать мораль» или известная басня Ивана Крылова, где говорится о морали. Для некоторых людей это слово ассоциируется с «Моральным кодексом строителя коммунизма», если они помнят его советское прошлое.

Независимо от того, как вы воспринимаете это понятие, мораль присутствует в наших действиях и общении, даже если мы не используем это слово напрямую. Сегодня вы найдете ориентиры и понимание многих аспектов общения, которые могут быть не совсем очевидными.

Исторический экскурс

Для понимания сути морали и ее норм потребуется небольшой взгляд в историю. Термин «мораль» впервые был предложен древним римским политиком и мыслителем Марком Туллием Цицероном. Это слово происходит от латинского «moralitas», что переводится как «мораль». Интересно, что оно в какой-то мере ассоциируется с латинским «mores», что означает «поведение». Таким образом, само слово уже подразумевает связь между поведением и моралью человека.

Естественно, это не означает, что до Цицерона никто не задумывался о морали или не пытался разобраться в ее сущности, и есть ли какие-то универсальные правила морали для всех людей. В этом отношении интересны наблюдения древнегреческого философа Пиррона. Правда, стоит отметить, что Пиррон сам не оставил философских трактатов, а его взгляды известны лишь по записям современников и трудам более поздних авторов, которые заинтересовались его наследием.

Считается, что Пиррон высказал мысль о том, что нет никаких оснований считать какие-то нормы поведения более правильными или менее правильными для всех. То, что сегодня считается аморальным, может быть обычным явлением в другом времени и обществе с другими традициями и обычаями. Эту мысль можно проследить в работе «Что думал Пиррон о природе Божественного и Добра?»

В принципе, это действительно так. Если бы современники видели древних охотников за мамонтами, они, возможно, осудили бы такое поведение, считая его жестоким по отношению к животным. Однако для наших далеких предков это был обычный способ выживания, когда им приходилось питаться преимущественно растениями.

Эти идеи, которые ставят под сомнение существование абсолютного понятия добра и зла, с течением времени стали основой для принципа морального релятивизма. Этот принцип утверждает, что не существует абсолютных моральных норм, также как не существует единого объективного критерия нравственности. Термин «моральный релятивизм» происходит от латинского «relativus», что означает «относительный». Более подробно об этом принципе можно узнать из статьи «Моральный релятивизм» А. Круглова в 2011.

Моральный нигилизм, в свою очередь, близок к моральному релятивизму по идеологическим принципам, но выражается в более радикальных формах. В отличие от релятивизма, нигилизм не только не признает абсолютности понятий добра и зла, но даже не считает возможной субъективной оценки чего-либо как хорошего или плохого. С точки зрения морального нигилизма, мораль представляет собой всего лишь набор условных правил, соблюдая которые можно приспособиться к обществу, добиться успеха и получить материальные блага. Однако, стоит помнить, что всякой истине должна быть мера. Крайности морального релятивизма и нигилизма могут привести к философии безнравственности, приводящей к проблемам правопорядка. Об этом упоминается в работе «Рациональная бюрократия и культурный кризис».

Моральному релятивизму противостоит моральный абсолютизм, который утверждает существование абсолютных моральных норм, за которыми необходимо следовать. Однако, решение этой проблемы не всегда возможно. В определенном смысле принцип морального универсализма или морального объективизма схож с моральным абсолютизмом. Основная идея заключается в том, что создание универсальной системы моральных ценностей, не зависящей от национальности, религии, пола или расы, не только возможно, но и необходимо. В некотором отношении этот принцип реализован во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году. Этот документ учитывает базовые принципы прав и свобод человека.

Что такое мораль?

Мораль представляет собой систему принятых в обществе представлений о том, что является хорошим и плохим, правильным и неправильным, нравственным и безнравственным.

В соответствии с этими представлениями, моральные нормы определяют определенные правила поведения в обществе. Однако источником споров и разногласий является вопрос о том, какой должна быть мораль в обществе и какие правила поведения могут считаться правильными. И вот почему.

Любое общество разнообразно по своему возрастному и социальному составу. То, что может быть приемлемо в среде малообразованных и занятых тяжелым физическим трудом людей, может быть неприемлемо в кругу образованных и обеспеченных людей. Нормы поведения, принятые в среде подростков, могут вызывать непонимание среди взрослых. Культурные шаблоны, сформировавшиеся в массовом сознании, определяют типичные соответствия и связи, которые помогают идентифицировать различные ситуации.

В качестве примера можно привести курьезный случай из зоопарка Линкольншира в Великобритании, где пять попугаев во время карантина научились ненормативной лексике, от обслуживающего персонала. Они также научились подражать человеческому смеху, который слышали после каждого нецензурного слова. В этом случае интерес представляет не только само происходящее, но и комментарий директора зоопарка, который сравнил эту ситуацию с «клубом пожилых рабочих, где все смеются и матерятся». Как видно из этого примера, контекст события сильно влияет на восприятие его участниками и окружающими.

Понравилась статья?

Понравилась статья?

Вступай в нашу группу или подпишись на рассылку, чтобы получать новые статьи, упражнений и материалы, доступные исключительно подписчикам.

Кроме того, универсальная социальная мораль для применения во все времена невозможна из-за постоянного развития общества и изменения норм морали. То, что было недопустимо в 19 веке, может оказаться нормой в 21 веке. И мы даже не о том, что в 19 веке девушка из благородного семейства не могла «выйти в свет» без корсета, а в 21 столетии можно запросто носить мини-юбки, в том числе в учебное заведение и на работу. Например, в 19 веке женщины были ограничены в выборе профессии, и такие случаи, как отказ Марии Монтессори при приеме в техническую школу или на медицинский факультет из-за женского пола, были обычными. Однако сегодня женщины занимают высокие позиции во многих областях, включая медицину и инженерные специальности.

Для различных типов общества нормы морали значительно разнятся в зависимости от традиций и доминирующей религии. Не нужно подробно объяснять различия между традиционной одеждой восточных женщин и повседневным стилем европейских женщин, доступом к образованию в развитых и развивающихся странах, а также границами того, что считается допустимым «у нас» и «у них». Часто вопрос о нарушении моральных норм может перетекать в нарушение правовых норм, особенно в странах, где мораль и право тесно связаны.

Для примера можно привести случай из Объединенных Арабских Эмиратов, где в апреле 2021 года были арестованы 12 девушек за то, что сфотографировались без одежды со спины. Даже в такой относительно открытой для европейских туристов стране, как ОАЭ, это является достаточным основанием для уголовного преследования несмотря на то, что фотосессия проходила без свидетелей. В других европейских странах это вызвало бы возмущение, потребовало извинений, вероятно, только среди пенсионеров и религиозных граждан, в то время как остальные считали бы, что такие фотосессии не должны проводиться на общественных пляжах и в присутствии несовершеннолетних.

Мораль можно определить как систему принятых в обществе представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, нравственном и безнравственном. Однако эти представления и правила поведения не могут быть навсегда зафиксированы, так как общество и его члены постоянно развиваются.

Если хотите понять, насколько вы готовы жить в принятых представлениях и действовать в рамках справедливости, отражающей текущую мораль, пройдите тест.

Тест «Чувствительность к справедливости»

Упражнение для подписчиков

В этом материале есть упражнение для саморазвития и отработки навыков. Оно в этом месте и доступно только для подписчиков (как и сотни других). Это бесплатно!

В этом упражнении вас ждет следующее. Меня раздражает, если другим достается то, что должно быть моим. Я сержусь, если другие получают награду или признание, заработанные мной. Я не могу выносить спокойно, если другие наживаются за мой счет. Мне нужно много времени, чтобы забыть, что мне нужно было исправлять результаты чужой безответственности. Я плохо себя чувствую, когда у меня меньше возможностей развития, чем у других людей. Меня сердит, когда другим незаслуженно везет больше, чем мне. Мне неприятно, когда я должен в поте лица трудиться ради того, чтолегко достается другим. Я долго не могу отделаться от мысли, что к другим относятся лучше, чем ко мне. Мне тяжело, когда меня ругают за то, что легко сходит с рук другим. Меня сердит, когда со мной обращаются хуже, чем с другими. Меня раздражает, если другой получает что-то незаслуженно. Я расстраиваюсь, когда другой не получает то, что он честно заработал. Я не могу выносить спокойно, если кто-то использует других. Мне нужно много времени, чтобы забыть, что кто-то должен исправлять результаты чужой безответственности. Меня беспокоит, когда у кого-то меньше возможностей, чем у других людей. Меня огорчает, когда одним незаслуженно везет больше, чем другим. Мне неприятно, когда кто-то должен в поте лица трудиться ради того, что легко достается другим. Я долго не могу отделаться от мысли, что к кому-то беспричинно относятся лучше, чем к другим. Мне тяжело наблюдать, когда кого-то ругают за то, что легко сходит с рук другим. Меня сердит, когда с кем-то обращаются хуже, чем с другими. Меня беспокоит, если я получаю что-то, что должно принадлежать другим. Я плохо себя чувствую, если получаю то, что честно заработал другой человек. Я не могу выносить спокойно, если использую других людей. Мне нужно много времени, чтобы забыть, что мою нерадивость должны исправлять другие люди. Меня беспокоит, когда у меня больше возможностей по сравнению с другими людьми. Я чувствую себя виноватым, если мне везет больше без каких бы то ни было причин. Меня мучает, когда ради того, что легко достается мне, другие должны трудиться в поте лица. Я долго не могу отделаться от мысли, что ко мне беспричинно относятся лучше, чем к другим. Мне тяжело, если я замечаю, что мне прощают то, за что критикуют других. Меня сердит, когда со мной обращаются лучше, чем с другими. Я плохо себя чувствую, если получаю от другого что-то, чего я не заслужил. Я плохо себя чувствую, если лишаю кого-то признания, которое он или она заслужили. Я не могу выносить спокойно, если кого-то использую. Мне нужно много времени, чтобы забыть, что моя нерадивость причинила кому-то вред. Меня беспокоит, когда я лишаю кого-то возможностей развития. Я чувствую себя виноватым, если обогащаюсь за счет другого. Меня мучает, если я легко получаю то, ради чего другие должны трудиться в поте лица. Я долго не могу отделаться от мысли, что обошелся (обошлась) с кем-то хуже, чем с другими людьми. Мне тяжело, если я замечаю, что ругаю кого-то за то, что легко принимаю у других людей. Я чувствую себя виноватым (той), если с кем-то обращаюсь хуже, чем с другими.

Правила морали также не могут быть одинаковыми для всех и во всех случаях даже в пределах одной страны и на один момент времени из-за различий в традициях и культурных особенностях. Проявления разнообразны даже внутри одного общества из-за социальных различий и изменений со временем.

Почему важно оставаться спокойным в любой ситуации?
Почему важно оставаться спокойным в любой ситуации?
Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
Что такое справедливость
Что такое справедливость?
Эмоциональный интеллект: учимся понимать эмоциональное состояние
Эмоциональный интеллект: учимся понимать эмоциональное состояние
Социальная значимость простыми словами
Социальная значимость простыми словами

Ранее мы упоминали, что в XIX веке девушки из благородных семей должны были носить корсеты, в то время как это правило не распространялось на девушек из простых семей, занятых физическим трудом, потому что корсет ограничивал движения и мешал работать.

Также мы знаем стандартные выражения, такие как «буржуазная мораль» или «христианская мораль». Интуитивно понятно, что нормы поведения бизнесмена отличаются от того, что считает правильным бабушка, регулярно посещающая церковь и соблюдающая пост, порой из-за финансовых трудностей. Общество признает эти различия, понимая, что для одних важны заповеди, а для других - прибыль и, в лучшем случае, социальная ответственность бизнеса.

Тем не менее, несмотря на все различия между эпохами, народами, религиями и традициями, попытки создать универсальные моральные принципы были предприняты на протяжении всей истории, включая принятие Всеобщей декларации прав человека Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Зачем же это было сделано? И насколько это необходимо? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно понять, зачем нам в принципе нужна мораль.

Зачем нужна мораль?

Как мы уже обсуждали ранее, мораль является неотъемлемой частью поведения человека. Нормы морали служат своеобразным регулятором в повседневных взаимоотношениях между людьми. Нарушение общепринятых норм в обществе или в определенном его сегменте категорически осуждается и может привести к социальной изоляции нарушителя. В некоторых случаях несоблюдение моральных норм может даже привести к уголовному преследованию, особенно когда нормы морали и законы государства совпадают.

Зачем же обществу нужен такой регулятор и «унификатор» отношений? Дело в том, что люди обязаны взаимодействовать друг с другом в обществе. Это взаимодействие происходит не только внутри определенного социального класса, но и между представителями различных социальных групп. Например, бизнесу требуются работники, владельцу завода нужны квалифицированные рабочие, а профессору может понадобиться помощь в бытовых вопросах, на которых он не специализируется.

Еще сложнее становится ситуация, когда приходится иметь дело с иностранными партнерами или гостями или отправляться в другую страну с деловыми целями. В разных странах существуют различные культурные традиции и нормы морали. Необходимо учитывать эти различия, чтобы избежать недоразумений и конфликтов. Поэтому заранее изучение культурных особенностей становится неотъемлемой частью делового этикета.

Чтобы представители различных социальных групп и граждан разных стран могли мирно сосуществовать и продуктивно взаимодействовать, необходимы общепринятые регуляторы поведения. Нормы морали являются именно такими регуляторами, которые понимаются и принимаются всеми людьми, независимо от их социального статуса и положения.

В различных областях жизни действуют свои правила и нормы морали, которые должны быть соблюдены, чтобы обеспечить гармоничные взаимоотношения и эффективное функционирование общества. Например, в рабочей среде работники проявляют большую свободу в выражении себя (в том числе сквернословие), однако при общении с клиентами им приходится придерживаться более строгих правил вежливости и этикета. Молодые красивые девушки могут надеть в ночной клуб или на прогулку самую короткую в мире юбку, однако в офисах крупных компаний и банковском секторе нужно соблюдать деловой стиль. Также важно учитывать местные культурные и моральные традиции при взаимодействии с представителями других стран или культурных сфер.

Такое понимание морали делает возможным употреблять этот термин как синоним слова «этика». Собственно, когда речь заходит о деловой этике, врачебной этике, журналистской этике, как раз и имеется в виду свод правил поведения для той или иной профессиональной группы.

Концепция моральной этики, в рамках которой определены правила поведения для различных профессиональных групп или сфер, существенно влияет на функционирование общества. Нарушение этических норм, как и отказ от них, приводит к негативным последствиям, таким как потеря доверия, конфликты и юридические проблемы. Например, отсутствие социальной ответственности бизнеса может привести к эксплуатации рабочей силы, разрушению окружающей среды и другим негативным последствиям. Отсутствие уважения к частной жизни и правам граждан также может создать обстановку неполноценности и беспорядка.

Однако, несмотря на важность общепринятых норм морали, существуют теории, такие как моральный релятивизм, моральный нигилизм и моральный скептицизм, которые подвергают сомнению абсолютность этих норм и утверждают относительность моральных ценностей. Такие теории способствуют философским дебатам и помогают обществу лучше понять природу моральных норм и их роль в формировании поведения и общественных отношений.

Теория моральных ошибок, предложенная Джоном Мэки, отвергает идею существования объективных моральных норм, рассматривая мораль как вымысел людей. Эта теория подвергает сомнению абсолютность моральных ценностей и утверждает, что попытки найти универсальные нормы морали напрасны. Джон Мэки приводит пример, что атом существовал всегда, и вопрос его поиска и открытия был сугубо техническим, и решился, когда научно-технический прогресс достиг того уровня, чтобы открытие атома стало возможным.

Теория моральных ошибок может быть удобна в определенных случаях, особенно когда правительству или диктатору нужно оправдать жестокие действия перед народом. Она позволяет переоценить моральные нормы и давать им новое толкование в угоду собственным интересам или целям власти.

Хотя подходы, основанные на моральном релятивизме, имеют свои преимущества, полное отрицание морали приводит к хаосу и анархии. Даже если мораль воспринимается как условная или выдумка, она играет важную роль в обществе, влияя на поведение людей и социальные отношения. Многие сторонники теории моральных ошибок считают, что мораль всё же необходима для обеспечения стабильности и нормального функционирования общества. Так, ее влияние ощущается даже в решении такой, казалось бы, сугубо научной проблемы как противодействие изменению климата, о чем заявляет австрийский философ Томас Пельцлер в своей работе The Effects of Morality on Acting against Climate Change.

Подобно тому, как сказки могут быть полезны для детей, моральные нормы могут служить своеобразной «сказкой для взрослых», влияя на их поведение и ориентируя их на добро и справедливость. Философы, такие как Ричард Джойс, предлагают подход морального фикционализма, рассматривая моральные нормы как своеобразные фикции, которые, тем не менее, могут оказывать положительное воздействие на поведение людей.

Таким образом, хотя некоторые теории отвергают абсолютность моральных норм, мораль продолжает играть важную роль в обществе, ориентируя людей на правильное поведение и способствуя поддержанию социальной стабильности.

Как видно, мораль полезна обществу, вот только отношение к ней меняется в зависимости от философа. Представители морального фикционализма воспринимают ее, как сказку. Как только мы вырастаем из детского возраста и перестаем верить в Деда Мороза и прочие сказки, это не означает, что нужно полностью отказываться от них. Читать сказки детям, писать и издавать их - это важно, и любой профессиональный психолог выдаст целый список причин, почему сказки так полезны для детей: они развивают мышление, фантазию, творческое восприятие и многое другое.

Поэтому они предлагают рассматривать мораль, как своего рода «сказку для взрослых». И хотя это просто сказки, это не мешает людям следовать ей. Ведь сказки, как и мораль, могут учить людей важным вещам: о помощи друзьям, уважении к старшим и так далее. Эти сказы соответствуют таким метафорам, как «мораль», «добро», «зло», «любовь», «ненависть», которые знакомы нам всем, и мы используем их для передачи важной информации, успешного общения и управления, как например, воздаяние по действиям.

Подводя итог статье, отметим, что мораль играет неотъемлемую роль в жизни общества, определяя его ценностные ориентиры и правила поведения. Несмотря на то, что в различных культурных контекстах моральные нормы могут различаться, их влияние на формирование социальных отношений и институтов неоспоримо. Отказ от учета моральных аспектов может привести к дезорганизации и конфликтам в обществе, поэтому важно учитывать их при разработке законов, работе и повседневных межличностных отношений.

Автор статей по психологии, профайлингу и самопознанию.

«Рекомендую также прочитать Почему важно оставаться спокойным в любой ситуации?»

  1. Главная
  2. Дружба, семья, отношения
  3. Мораль: что это такое и зачем она нам нужна?

Вам также понравится

Содержание

Наверх

×
Сделано на платформе ПРАВОЛОГИЯ