Вы смотрите фильм, когда вдруг, словно неожиданный взрыв, происходит мгновенное включение в кадр загадочного изображения, которое не дает возможности рассмотреть подробности. Что это – исказившийся видеофайл, этакое проявление вашего сознания или обычный розыгрыш? Нет... Это называется «25-й кадр».
Что такое 25-й кадр?
«25-й кадр» – это форма сублиминального воздействия, действующего ниже порога осознаваемого восприятия.
Если по-простому, то под термином «25-й кадр» понимается несуществующая в реальности методика, направленная на манипулирование человеческим подсознанием через внедрение дополнительных скрытых кадров в видеоряд.
Авторство этой методики приписывается Джеймсу Вайкери, который впоследствии заявил, что его эксперименты по воздействию на психику человека, на результаты которых опиралась концепция, были подделаны. Нессмотря на это заявление, использование таких техник даже сейчас в большом числе стран запрещено законодательно.
Как работает 25-й кадр?
Человеческое зрение способно обрабатывать всего 24 кадра в секунду. В силу этой физиологической особенности, дополнительный кадр, показываемый за период менее 1/24 секунды, не успевает обработаться в сознании и отправляется сразу в подсознание. На этом и основан эффект 25 кадра.
Однако, в реальности все иначе. Все воспринимаемые визуальные и аудиальные сообщения (информация), сначала обрабатываются подсознанием, и только потом переходят на уровень осознания, где и обрабатывается. За счет такого процесса огромные объемы данных фильтруются, причем с более высокой скоростью, чем 1/25 секунды, как, например, телевизионная реклама. Это заставляет задуматься, так ли эффективен «25-й кадр» вопреки распространенным представлениям.
Следует также понимать, что «25-й кадр» нельзя считать по-настоящему скрытым, поскольку глаз регистрирует все последовательные кадры не только с помощью техники, но и без нее. Тем не менее, из-за так называемой, инерции зрения 25-й кадр сливается с остальными и не выделяется.
Относительно психологического воздействия, приписываемого 25-му кадру, стоит отметить, что Американская психологическая ассоциация уже в 1958 году опровергла этот эффект.
Откуда взялась история про 25 кадр?
В 1957 году, вышеупомянутый бизнесмен Вайкери рассказал о проведенном им эксперименте в одном из кинотеатров США в Нью-Джерси. Во время показа фильма «Пикник», в моменты переходов между кадрами, через специальное оборудование были вставлены кадры скрытой рекламы, например, с надписями «Ешьте попкорн» и «Кока-Кола». За летний период по утверждениям бизнесмена, продажи «Кока-Колы» в кинотеатре выросли на 17%, а продажи попкорна – на 50%. Как следствие, Джеймс Вайкери получил патент и основал свою компанию, специализирующуюся на сублиминальной рекламе в кино.
Сама идея родилась после знакомства бизнесмена с тахитоскопом – устройством, выдававшем ультракороткие вспышки света (1/60000 секунды). Человеческие глаза не могли их зафиксировать, зато техника могла. Так была сфотографирована летящая пуля, что натолкнуло безнесмена на мысль о новой рекламной технологии.
Интерес к данной технологии достиг пика, когда информация о росте продаж в кинотеатре появилась в СМИ. Как следствие, бизнесмен получил запрос на проведение дополнительных экспериментов. Однако ни один из них не продемонстрировал желаемого воздействия на испытуемых. В 1958 году Фонд Рекламных Исследований потребовал от Вайкери предоставить полные данные об эксперименте 1957 года, но он отказался это сделать. Что вызвало в свете вполне закономерные вопросы.
Вскоре студент из Нью-Йорка, Стюарт Роджерс, решил исследовать эксперимент Джеймса Вайкери для написания реферата. Он выяснил, что кинотеатр, где проводился эксперимент, не мог вместить 50 тысяч человек за 1,5 месяца, как утверждалось. Директор кинотеатра также утверждал, что он никогда не слышал о проведенных экспериментах в его зале. Кроме того, множество ученых также пытались повторить эксперимент с 25 кадром, но значимых результатов они не достигли.
Так, все больше и больше людей переставали верить в эксперимент бизнесмена, и наконец, в 1962 году Вайкери сделал официальное заявление, что его эксперимент, проведенный пять лет назад, а также все данные о продажах, были подделаны.
Дальнейшие изучения
Несмотря на события, описанные выше, в одном из номеров журнала «New Scientist» была выпущена статья, говорившая, что существуют случаи, когда скрытая реклама все-таки оказывает воздействие. Тем не менее, важным аспектом этой скрытой информации является то, что она представляет собой поток беспорядочно меняющихся буквенно-цифровых символов и должна присутствовать на экране в течение времени, значительно превышающего 1/25 секунды, чтобы оно могло оказать воздействие на подсознание зрителя. Такие выводы также подтверждают исследования ученых из университета Неймегена в Нидерландах, которые под руководством Йохана Карреманса провели эксперимент, направленный на изучение эффективности скрытого воздействия 25-го кадра.
Эти исследования подчеркивают, что несмотря на мифы и споры вокруг эффекта 25-го кадра, для достижения действительного воздействия на подсознание зрителей необходимо учитывать определенные факторы, такие как продолжительность, разнообразие символов и временной интервал. Значит, оно все же возможно - именно поэтому во многих странах встал вопрос о законодательном запрещении такого вида воздействия.
Последствия
Эксперимент Джеймса Вайкери породил массу мифов в СМИ и вызвал общественное возмущение. В 1957 году журналист Норман Казинис опубликовал статью в газете «Saturday Review» под названием «Запятнанное подсознание», в которой он подчеркнул, что 25-й кадр может использоваться также для пропаганды.
Ситуация довела общество до того, что ЦРУ вмешалось в события, а американские и британские власти официально запретили внедрение 25-го кадра в фильмы. Даже высокопоставленные лица, включая конгрессменов и академиков, требовали от Вайкери провести повторный эксперимент и предоставить результаты, но бизнесмен- маркетолог под разными предлогами уклонился.
России также попала в лихорадку 25-го кадреа. В 1990 году «желтая пресса» начала публиковать статьи, в которых утверждалось, что через 25-й кадр население подвергается зомбированию, а также что используется для продвижения видеокассет для изучения иностранного языка, лечения болезней, алкоголизма и так далее. Интересно, что эти статьи были опубликованы в таком большом объеме, что у людей не возникало сомнений в их правдивости. В 2006 году Россия приняла закон о запрете использования 25-го кадра и других форм сублиминальной рекламы в различных форматах.
Почему именно 25-й кадр?
В 1950-е годы кинематографическая индустрия пришла к выводу, что оптимальная скорость фильмов составляет 24 кадра в секунду. Этот выбор был в значительной мере обусловлен особенностями человеческого визуального восприятия и экономическими факторами.
Принцип инерции зрения сыграл в кино важную роль. При просмотре фильма в кинотеатре происходит последовательная смена кадров, на которую требуется время – просто невозможно моментально изменить кадр, технологии не позволяют. На краткий момент объектив проектора полностью закрывается, показывая только темноту. Именно из-за инерции восприятия зрителя, последний кадр остается в его сознании еще на некоторое время.
По сути, слайд-шоу (последовательный показ картинок) превращается в анимацию уже при частоте кадров в 18 кадров в секунду. Такая скорость использовалась в ранних фильмах эпохи звукового кино. Однако каждый зритель обладает индивидуальной инерцией зрения, и именно эта индивидуальность является определяющей. При скорости в 18 кадров в секунду у некоторых зрителей возникало ощущение «прыжка» и нестабильности изображения, что могло вызвать дискомфорт и даже боли в глазах после некоторого времени просмотра. Это обстоятельство повлияло но установление стандартной частоты 24 кадра в секунду, которая обеспечивала достаточно плавное восприятие изображения у зрителей. Кроме того, в этом выборе присутствовала и экономическая составляющая: такая скорость была оптимальной для того, чтобы пары катушек стандартной 35-миллиметровой пленки хватало на протяжении всего сеанса.
Обвинения в применении 25 кадра
Первое известное обвинение в использовании этой технологии связано с Японией и инцидентом с эпилептическими припадками у детей. В контексте применения 25-го кадра, подвергся обвинению известный каждому ребенку того времени анимационный сериал «Покемон».
Другой случай обвинения связан с политическим кризисом в 2014 году на Украине. В данном контексте служба безопасности Украины выдвинула обвинение в использовании 25-го кадра российскими телеканалами. Пресс-секретарь СБУ, Марина Остапенко, подчеркивала, что программах этих телеканалов были выявлены запрещенные методы информационного и психологического воздействия, включая использование 25-го кадра. Конкретные примеры включали 25-е кадры с содержанием: «Нацгвардия убийцы», «Бандеровцы убивают людей» и «Поджег правого сектора».
Необходимо подчеркнуть, что окончательное решение о верности данных обвинений и эффективности использования технологии 25 кадра не находится в нашей компетенции. Однако стоит отметить, что 25-й кадр является не только предметом обсуждения и увлекательных дискуссий, но и используется в качестве элемента в сюжете разнообразных фильмов.
Например, «Бойцовский клуб» с Эдвардом Нортоном и Бредом Питтом. В данном фильме 25-й кадр применяется несколько раз: главный герой работает в кинотеатре и вставляет его в кинофильм, а также в начале и завершении картины «Бойцовский клуб».
Вы также можете посмотреть 21 серию телесериала «Коломбо». В ней 25-й кадр используется сначала убийцей в целях воздействия на жертву, а затем лейтенантом Коломбо для воздействия уже на убийцу.
Почему миф о 25-м кадре оказался таким живучим?
Постоянное стремление людей к нахождению легкой панацеи, так называемой, волшебной таблетки и дает жизнь этому мифу. Вследствие активного муссирования истории вокруг эксперимента Вайкери и использованной им технологии, рынок наводнили кассеты с эффектом 25-го кадра. Они, предположительно, облегчали отказ от курения, решали проблему избыточного веса, обучали испанскому языку, привлекали покупателей и даже обладали гипнотическим эффектом. Вот это таблетка!
С развитием интернета похожая стратегия используется и в современных медиа для продвижения «продающих видео», финансовой грамотности, автоматических воронок и передовых онлайн-сервисов. Основная идея заключается в предложении «волшебных» инструментов, которые обещают мгновенный успех, обходя многотрудную и систематическую работу. Здесь ключевой аспект заключается в легковерности целевой аудитории. Легко обмануть того, кто готов обмануть самого себя.
Подчеркнем, что в арсенале кинематографистов и видеорекламщиков действительно находится набор приемов, предназначенных для привлечения и удержания внимания зрителей. Однако эти приемы никак не связаны с вымышленным «зомбированием», а скорее с умелой работой с камерой, звуком и монтажем, а также точным воздействием на эмоции и внутренние переживания зрителя. Профессионализм решает больше технологий в данном случае.
И если ваша цель – понимание и использование методов воздействия на подсознание человека, то стоит обратить внимание на более эффективные подходы, такие как техники и методы нейролингвистического программирования (НЛП), о которых вы найдете множество информации в нашем блоге.
Вам также понравится
- Поделиться