Взглянув на путь развития психологии, мы не можем обойти вниманием выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда, который считается одним из основоположников психоанализа. Его часто называют «отцом» психологии. Начиная исследование человеческой личности, Фрейд выдвинул концепцию неосознаваемых психических процессов. Однако, в процессе работы, он уточнил свою теорию, введя три ключевых термина: Ид, Эго и Супер-Эго. Эти понятия стали фундаментальными в психоанализе. В данной статье мы исследуем каждый из этих терминов, рассматривая их значение и роль в психоанализе.
Ид
Понятие «Ид» имеет латинские корни, где «ид» переводится как «оно». Согласно Фрейду, Ид представляет собой врожденные, инстинктивные и примитивные аспекты личности, действующие в бессознательной сфере. Этот компонент тесно связан с первичными потребностями, такими как сон, пища, секс и др. Ид в психоанализе воспринимается как хаотичный, лишенный законов, биологически обусловленный и не поддается установленным правилам. В течение всей жизни человека Ид играет центральную роль, руководствуясь принципом удовольствия.
Этот принцип выражается в немедленном выплеске психической энергии через биологически обусловленные импульсы, в основном агрессивные и сексуальные. Ид действует импульсивно, игнорируя последствия для окружающих и даже не обращая внимание на самосохранение. Ид можно представить как слепого правителя, подчиняющего окружающих своей власти и авторитету, полагаясь на их выполнение своих прихотей.
Фрейд описал два механизма, с помощью которых Ид облегчает напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия представляют собой автоматические реакции на раздражители, но они не всегда способны решить проблему. Например, кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей. В случаях, когда рефлекторные действия неэффективны, вступает в силу второй механизм - первичный процесс, где Ид формирует психический образ объекта, связанного первоначально с удовлетворением потребности. Многие примеры этой составляющей, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.
Обратите внимание, под первичными процессами понимают иррациональные, нелогичные и фантазийные образы представлений, характеризующиеся неспособностью к подавлению импульсов и различению реального от нереального, истинного «себя» от «не-себя». Сложность поведения, связанная с первичными процессами, заключается в том, что человек не может четко отличить реальный объект, способный удовлетворить его потребность, от его образа.
Для понимания представьте аналогию с водой и миражом в пустыне, вызванным жаждой. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать удовлетворение возникает у человека, когда он осознает существование внешнего мира, помимо его собственных желаний и потребностей. Это осознание становится триггером для формирования второй структуры личности, известной как Эго.
Эго
Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego» («я»). Эго представляет собой компонент психического аппарата, ответственного за принятие решений. Основная задача Эго заключается в удовлетворении желаний Ида, но с учетом ограничений, налагаемых внешним миром.
Структура и функция Эго происходят из Ида, эволюционируя и черпая энергию для своих нужд из этого исходного компонента. Эго играет ключевую роль в обеспечении сохранности и безопасности организма. Например, человеку, испытывающему голод, необходимо различать образ пищи в его представлении и реальный объект - пищу. Таким образом, Эго стимулирует человека к обучению, размышлениям, принятию решений, запоминанию и другим когнитивным процессам, чтобы удовлетворить потребности Ида.
Важно отметить, что в отличие от Ида, ориентированного на поиск удовольствия, Эго подчинено принципу реальности. Его основная цель заключается в сохранении целостности организма, откладывая удовлетворение инстинктов до тех пор, пока не появится возможность удовлетворения и разрядки напряжения наилучшим способом, соответствующая требованиям внешней среды.
Супер-Эго
Для успешной адаптации в обществе человек должен обладать системой ценностей, этики и норм, соответствующих общепринятым в его окружении. Эти системы формируются в процессе социализации и выражаются в формировании Супер-Эго, происходящем от латинских корней: «super» – «сверх» и «ego» – «я».
Супер-Эго является последним элементом, развивающимся в личности. По утверждению Фрейда, у новорожденного нет Супер-Эго, он формируется в процессе взаимодействием ребенка с родителями, учителями и другими людьми, которые оказывают на него воздействие. Морально-этическая сила Супер-Эго следует из долговременной зависимости ребенка и проявляется, когда он начинает различать «хорошее» и «плохое».
Фрейд выделял две подсистемы внутри Супер-Эго: совесть и эго-идеал. Совесть формируется через родительские наказания и связана с «непослушным» поведением. То есть в совесть входит возникновение вины, наличие моральных запретов и способности к самокритике. Эго-идеал, с другой стороны, создается на основе одобрений и высоких оценок от значимых для человека личностей. Именно эта подсистема выражается через чувства гордости и самоуважения.
Супер-Эго считается полностью формированнным, когда родительский контроль меняется самоконтролем. Его задача – подавление социально неприемлемых импульсов, исходящих от Ида, и направление человека к совершенствованию в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели важнее реалистичных.
Упражнение для подписчиков
В этом материале есть упражнение для саморазвития и отработки навыков. Оно в этом месте и доступно только для подписчиков (как и сотни других). Это бесплатно!
В заключение подчеркнем, анализ Ида, Эго и Супер-Эго предоставляет глубокий взгляд на структуру и динамику человеческого психического мира. Эти концепции, предложенные Зигмундом Фрейдом, являются важным фундаментом для понимания мотиваций, поведенческих паттернов и взаимодействия с окружающим миром. Однако, несмотря на значимость теорий, подчеркнем, что их изучение требует большего внимания и применения в повседневной жизни.
Использование психологических знаний может значительно обогатить понимание себя и окружающих, улучшить коммуникацию, а также помочь в эффективном решении проблем. Читайте наш блог, что развиваться и улучшать понимание себя и других людей.
Вам также понравится
- Поделиться